Биография
Обладая только актерским образованием, Сергей Виноградов считает себя и актером, и режиссером одновременно. По его мнению, для представителя знака зодиака Близнецы такое сочетание вполне нормально:
«То и дело хочется из одного состояния перейти в другое».
Виноградов зарекомендовал себя многогранной личностью, которой под силу любая творческая задача — от написания сценария до постановки хореографического номера.
Детство и юность
Сергей Виноградов — москвич, родился 16 июня 1965-го. Родители-инженеры хотели назвать сына Павлом или Дмитрием, но старший брат и тетя потребовали дать имя в честь деда. Математический склад ума привел мальчика в специализированную школу. Он добился успеха не только в точных науках, но и в спорте, чему свидетельство — звание чемпиона Москвы по волейболу.
В выпускном классе юноша посещал студию при Московском молодежном экспериментальном театре Вячеслава Спесивцева. Театральный дебют Виноградова состоялся на самодеятельной сцене в 1980-м в роли Иисуса Христа в спектакле «Иисус Христос в Бояркино».
Обучаясь в МАИ, Сергей не забросил увлечение и продолжил развивать его в агиттеатре МГУ. Руководитель Александр Четверкин доверил студенту сыграть в «Почтовом романе», «Играем Лисистрату», «Хищных вещах века».
На третьем курсе вуза интерес к сцене перевесил карьеру авиастроителя, и Виноградов отправился в Театральное училище имени Бориса Щукина. Абитуриент настолько впечатлил приемную комиссию, что его взяли только по результатам предварительного прослушивания.
Театр
На третьем курсе «Щуки» Сергей реализовал самостоятельную режиссерскую задумку — «Сцены из супружеской жизни» по мотивам сценария Ингмара Бергмана — и сам же сыграл в спектакле главную роль. По окончании училища с отличием актер в молодости был зачислен в штат театра «Сатирикон» Константина Райкина. И хотя прослужил он там всего один сезон, был задействован почти во всех спектаклях, и к тому же в главных ролях.
Уйдя из «Сатирикона», Сергей Александрович пять лет проработал в Театре Романа Виктюка. На его подмостки актер выходил в легендарных спектаклях скандального, эпатажного худрука — «Лолите», «Служанках», «М. Баттерфляй». В качестве режиссер постановил «Коллекционера» по роману Джона Фаулза. Вместе с труппой объехал с гастролями страну и полмира.
Одновременно Виноградов реализовал несколько проектов в телеформате: выпуски в передаче «Максима», телеверсии постановок Романа Виктюка, театра юного зрителя, Независимой труппы Аллы Сигаловой, поэтические выпуски на телеканале «Культура».
В московском ТЮЗе, а также в театре «Сфера», Abo svenska teater в Финляндии Сергей Александрович заявил о себе как о постановщике элементов сцендвижения. Профессионально хореографии он не обучался, но зрители хорошо знают его пластические номера по спектаклям «Ночь нежна» в Театре Луны, «Смех во мраке» театра «Сфера», «Любовь-кровь» в «La' Театре».
После распада Театра Романа Виктюка весной 1994-го артист продолжил выступать, ставить антрепризные спектакли на сценах театров «Колесо», «Арт-клуб ХХІ век», «Успех», Независимой антрепризы Юлия Малакянца. В 1996-м Сергей Проханов пригласил Виноградова в Театр Луны, на сцене которого тот появлялся в спектаклях «Ночь нежна» (Дик Дайвер), «Путешествие дилетантов» (Князь Мятлев).
В 1997-м режиссер основал Театральную компанию Сергея Виноградова. Премьерная постановка «Набоков. Машенька» получила массу восторженных отзывов и повышенный интерес коллег по цеху, а автор и хореограф Виноградов и исполнитель главной роли Анатолий Шаляпин были удостоены призов театрального фестиваля, приуроченного к юбилею писателя. В своих спектаклях Сергей Александрович старался не «спекулировать физиономиями», привлекая популярных артистов, поскольку считает, что звезда — это уже остановившийся в развитии актер.
Не меньшим успехом пользовались другие постановки виноградовской компании: обновленный «Коллекционер», Six.Sax.Sex. В спектакле Venus, повествующем об истории любви писателя Генри Миллера и актрисы Бренди Венус, сыграла олимпийская чемпионка Светлана Хоркина. Виноградов в интервью рассказал, что четыре года уговаривал гимнастку выйти на сцену, поскольку разглядел в ней неподдельную искренность и естественность.
Руководство собственным делом Виноградов успешно совмещал с работой в Театре имени Моссовета, где с 1999-го стал штатным артистом и постановщиком. Кроме того, он ставил спектакли в театре «Буфф», Рязанском драматическом и томском частном театре «Версия». В 2006 году Театральная компания Сергея Виноградова была ликвидирована, но возобновила работу спустя девять лет, поставив «Да не ходи же ты совсем голой!».
Фильмы
Творческая биография Сергея Виноградова богата на кинороли: начиная с дебютного «Преступления лорда Артура» 1991 года выпуска его фильмография пополняется с завидной регулярностью.
Первым заметным проектом с участием актера была мистическая драма «Сотворение Адама», которая стала режиссерским дебютом в игровом кино для Юрия Павлова. У картины был успешный фестивальный прокат на МКФ как в Москве, так и в Германии, Гонконге, Австралии, на ее счету приз зрительских симпатий на кинофестивале в Сан-Франциско и премия «Ленфильм-93».
Как считает Сергей Александрович, известность ему принесла роль графа де Келюса в сериале «Графиня де Монсоро». Артисту запомнились не только съемки, но и веселое времяпрепровождение, бильярд с Евгением Дворжецким. В фильме снялись Александр Домогаров, Кирилл Козаков, Дмитрий Певцов, Екатерина Стриженова. Красочный сериал признан лучшей экранизацией романа Александра Дюма.
Звездным актерским составом отличается и драма режиссера Владимира Фокина «Дом для богатых» (2000): помимо Виноградова, в ней снялись Валентин Гафт, Константин Хабенский, Валерий Баринов. Лента получила такие награды, как «Ника», «Бронзовый пегас», специальный диплом жюри на белорусском «Листопаде» и номинацию на Национальную премию кинокритики и кинопрессы «Золотой овен».
В том же году вышел «Дневник его жены». Экранизация истории любви Ивана Бунина, поставленная Алексеем Учителем, получила Гран-при на «Кинотавре» и «Нику». Коллегами Сергея Александровича по съемочной площадке в этом проекте стали Андрей Смирнов, Ольга Будина, Евгений Миронов.
В сериале «Искушении Титаника» (2004) Виноградов не только сыграл одну из главных ролей, но и дебютировал в качестве режиссера. 12-серийный детектив с успехом прошел на РТР. Дебют оказался успешным, и, продолжая режиссерскую карьеру на ТВ, Сергей Александрович снял «Тюрьму особого назначения», где выступил не только как постановщик, но и как сценарист.
Далее его режиссерскую биографию пополняли такие рейтинговые проекты, как «Ермоловы», «Курортная полиция» и другие.
В 2020-м Виноградов занял режиссерское кресло на съемках военно-исторического детективного телесериала «По законам военного времени». Под его руководством вышли четвертый («По законам военного времени. Победа!») и пятый сезоны («По законам военного времени. Мятеж») картины с Евгением Воловенко, Екатериной Климовой и Александром Панкратовым-Черным в главных ролях.
Личная жизнь
С кем у Виноградова близкие отношения — тайна за семью печатями. В одном из интервью артист витиевато высказался о том, что семейная жизнь с актрисой подразумевает игру по одному общему сценарию и такой расклад ему неинтересен.
Делать умозаключения из сказанного остается читателям — подробностей о личной жизни режиссер не сообщает и предпочитает не делиться персональными фото в соцсетях. В некоторых источниках в Сети есть информация о сыне Иване, выпускнике Московского авиационного института.
Сергей Виноградов сейчас
Сейчас Виноградов продолжает развивать режиссерскую карьеру как в кино, так и в Театре имени Моссовета. В 2023-м его творческую биографию пополнила историческая драма «Операция “Неман”», снятая по мотивам романа «Момент истины» известного писателя, участника Великой Отечественной войны Владимира Богомолова. В каст проекта вошли Александр Яценко, Алексей Кравченко, Сергей Маковецкий.
В апреле на Первом канале стартовал показ шестого сезона сериала «По законам военного времени». Виноградов признался в интервью, что пятая часть военного детектива должна была стать заключительной, но, видя, как проект полюбился зрителям, съемочная группа приступила к работе над продолжением.
Поскольку время действия сиквела охватило самый напряженный период войны — с конца ноября 1941 года до лета 1942-го, — съемки были насыщены сценами боевых действий с большим количеством экшена.
Фильмография
Актёрские работы
- 1991 — «Преступление лорда Артура»
- 1995 — «Мания Жизели»
- 1997 — «Графиня де Монсоро»
- 1998 — «Самозванцы»
- 2000 — «Третьего не дано»
- 2001 — «На углу у Патриарших»
- 2002 — «За кулисами»
- 2004 — «Искушение Титаника»
- 2004 — «Сармат»
- 2005 — «Оперативный псевдоним»
- 2007 — «Полонез Кречинского»
- 2010 — «Голоса»
- 2013 — «Учитель в законе. Возвращение»
- 2017 — «Шрам»
- 2018 — «Оборванная мелодия»
Режиссёрские работы
- 2004 — «Искушение Титаника»
- 2005 — «Оперативный псевдоним-2. Код возвращения»
- 2006 — «Тюрьма особого назначения»
- 2007 — «Репетитор»
- 2009 — «Ермоловы»
- 2009 — «Огни большого города»
- 2011 — «Мой грех»
- 2013 — «Лесник»
- 2019 — «Сашкина удача»
- 2020 — «По законам военного времени. Победа!»
- 2021 — «Воспитательница»
- 2022 — «Формула преступления»
Интересные факты
- При работе над мюзиклом Can-can, поставленным в Финляндии, Виноградов придумал «канкан ртом», который исполняется языком и губами.
- В 2017–2018 годах режиссер попробовал себя в качестве преподавателя во ВГИКе.