«Клуб путешественников» — история знаменитой советской телепередачи
18 марта 1960 года в эфир вышел первый эпизод телепередачи «Клуб путешественников». Программа попала в список самых популярных шоу советского ТВ. Советские граждане были ограничены в передвижениях по миру, поэтому могли отправиться в путешествие, включив Первую программу ЦТ и посмотрев очередной выпуск. Подробнее о культовой передаче, на которой выросло несколько поколений, – в материале 24СМИ.
Создание программы
Путешествия во все времена интересовали человека. Тяга к неизведанному расширила знания человека о Земле, народах, культурах, языках. До кинематографа и телевидения популярностью пользовались книги о путешествиях, как путевые заметки (Марк Твен, Александр Дюма), так и вымышленные истории (Жюль Верн, Роберт Стивенсон).
В 1910-х в обиход вошло слово «травелоги» – короткометражные киноленты о странах и отдаленных уголках планеты. Считается, что формат придумал американский фотограф и путешественник Бертон Холмс. Новатор полвека летом ездил по свету, снимая материал, а зимой колесил по США, выступая с лекциями, которые дополнял фильмами. В таком формате путешествия перебрались на телевидение.
В 1950-х формировалось советское ТВ. В эфир выходили новостные программы, фильмы, спектакли, а позднее сетку вещания разбавили познавательные проекты.
На небосводе советского телевидения – Владимир Шнейдеров, который в 1920-х снимал травелоги в СССР. Первые работы – «По Самарканду» и «По Узбекистану». В 1925-м путешественник совершил авиаперелет из Москвы в Китай, который осветил в фильме «Великий перелет». Шнейдеров путешествовал по Памиру, Аравийскому полуострову, руководил экспедицией на Тянь-Шань, снимал приключенческие художественные фильмы.
Когда в Советском Союзе наступила хрущевская оттепель, молодому советскому телевидению потребовалась передача, которая рассказывала бы об СССР. Но нельзя было забывать и о дружественных государствах, где тоже строили социализм. Рассказывать хотели и о западных странах, но с акцентом на проблемы капиталистического общества.
В июле-августе 1957 года в Москве состоялся 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Столицу СССР посетили 34 тыс. человек из 131 страны. Событие словно разделило историю государства на две главы. Позади остались воспоминания о сталинских лагерях, НКВД и кровопролитная война. Впереди был фестиваль с лозунгом «За мир и дружбу», свободное общение советских юношей и девушек с представителями иностранной молодежи, прогулки по Кремлю и Парку Горького и 800 мероприятий. Для многих советских студентов лето 1957 года стало самым ярким и запоминающимся.
После фестиваля в СССР возродился интерес к истории и быту других народов, необычным местам планеты и фактам о Земле. Так родилась идея создать телепрограмму, посвященную путешествиям. Богатым опытом к тому моменту обладал Шнейдеров, который и стал автором и вдохновителем проекта. В создании программы участвовала театровед Инга Войтенко, которая выполняла задачи организатора и редактора. В процессе подготовки выпуска она работала с архивами, готовила задания корреспондентам за рубежом и приглашала гостей в студию.
«Клуб путешественников» — история развития
Среди советских зрителей был спрос на программы о путешествиях, а Шнейдерову не приходилось ломать голову, о чем будет новый выпуск. В распоряжении телеведущего были десятки киностудий, рассеянных по СССР. У каждой из них был производственный план, который они старались выполнять, не срывая сроки.
«Клуб кинопутешествий»
Интеллигентный Владимир Шнейдеров появлялся перед камерой в черном деловом костюме и белой рубашке с бабочкой. Путешественник говорил вступительное слово о местах, которые покажут зрителям, а затем ассистент запускал проекционный аппарат. Передача получила место в сетке Первой программы ЦТ. Первоначальное название проекта – «Клуб кинопутешествий».
Передача выходила в эфир по воскресеньям и на 60 минут погружала зрителей в историю и быт других народов и стран. Шнейдеров к 1960 году накопил опыт путешествий, поэтому его вступительные слова и вызывали доверие зрителей, и разжигали интерес. В подготовке сюжетов Шнейдерову и Войтенко помогали специалисты студии «Центрнаучфильм», на которой Владимир Адольфович после войны снял цикл «Путешествия по СССР».
Витиеватая дорога к сердцам
«Клуб кинопутешествий» не был рупором пропаганды, выглядел скромно на фоне других передач. Но главная суть программы была не только в том, чтобы дать простор для воображения и мечтаний. Передача помогала юным зрителям стать тем, кого в СССР очень уважали: летчиком, ученым, моряком, полярником, учителем.
Но над Шнейдеровым все равно довлела коммунистическая идеология и цензура. Каждый выпуск проходил проверку и процесс согласований и редакторских правок. Перед «Клубом» стояла задача: 75% эпизода посвящены Советскому Союзу, а остальное – зарубежью. Но эти 25% делили между странами социалистического блока и капиталистическими.
Начало, середина и часть второй половины выпуска были сосредоточены на сюжетах об СССР. Затем шли соцстраны, а в конце, после вступительного слова о том, что на Западе царят бесправие, нравственные унижения, духовная и материальная нищета, переходили к капиталистическим державам. Шнейдеров в своей «буржуазной» бабочке каждый раз умудрялся найти витиеватую дорогу к сердцам миллионов зрителей.
На перепутье
В 1973 году программу переименовали, назвав «Клубом кинопутешественников». После смерти Шнейдерова руководство Гостелерадио рассматривало вариант закрытия передачи. Но редакцию засыпали письма «осиротевших» зрителей, которые не были готовы прощаться с программой, выходившей в эфир 13 лет.
Руководство пересмотрело судьбу «Клуба», приступив к поиску нового ведущего. Процесс затянулся, но в итоге на десятилетия место Шнейдерова занял Юрий Сенкевич. Кадровые перемены совпали с активным развитием технологий телепроизводства. В 1970-х «Останкино» переоснащали новым оборудованием. Преобразования затронули все программы, а само телевидение стало напоминать завод. Редакция «Клуба» состояла из 4 съемочных групп. В каждой были режиссер, редактор, ассистент.
Расцвет «Клуба»
На исходе 1970-х передача расширила тематику. Рядом с географией ставили исторические сюжеты, рассказывали об археологии, традициях и обычаях народов СССР. Уделяли внимание памятникам искусства и литературы. В студию приходили не только путешественники, но и писатели, художники, искусствоведы, историографы. Журналисты-международники продолжали работать на полях ближнего и дальнего зарубежья. Постепенно напор идеологии снизили, и корреспонденты стали высказывать более объективные оценки.
Журналистов отличали глубокие знания о регионах, в которых они работали. Корреспонденты разбирались в истории, обычаях, традициях страны, где снимали сюжеты. Например, Георгий Зубков, работавший во Франции, не говорил с местными на «международном» английском, а использовал отточенный французский.
В студию программы приходили Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, натуралист Джеральд Даррелл, исследователь Тим Северин, альпинист Карло Маури, легенда подводного ныряния без акваланга Жак Майоль, журналист Яцек Палкевич.
Постепенно «Клуб» вырос до того, что стал использовать в выпусках не работу сторонних студий, а сюжеты, снятые самостоятельно. Съемочные группы ездили по СССР, выполняя редакционное задание. Нередко цели поездки формировали на основе писем зрителей.
В годы перестройки
Вторая половина 1980-х была кризисной для передачи, которая к тому моменту называлась «Клуб путешественников». Власть дала народу перемены, гласность, стали крушить «железный занавес». Зрительский интерес изменился.
Жители позднего СССР спешили к экранам, чтобы посмотреть «До и после полуночи» с Владимиром Молчановым. Усаживались перед телевизором, когда в эфир выходила программа «600 секунд». Пятничный вечер не проходил без «Взгляда». Молодежные проблемы обсуждали в передаче «12 этаж», которую вел Эдуард Сагалаев. По интересному совпадению студия «Клуба», которая увядала в тихой интеллигентности, находилась на том же этаже.
Тогда придумали дополнение к передаче под названием «Вокруг света». В приложении к «Клубу» не было телеведущих или дикторов. За кадром звучали голоса авторов сюжета, а в кадре появлялись эксперты. Рассказывали о шаолиньских монахах, НЛО, паранормальных явлениях, тайнах Бермудского треугольника и поисках Шамбалы. Эксперимент оказался удачным – смесь из подлинных фактов, интересное повествование и псевдонаучные теории вернули зрителей к экранам.
Музыкальное оформление
В финальной заставке использовали отрывок из композиции The Wind Chimes (1987) Майка Олдфилда. Музыкальной темой была композиция Mammagamma (1982) рок-группы The Alan Parsons Project. Во многих эпизодах передачи в двух вариантах звучала мелодия Crockett’s Theme чешского музыканта Яна Хаммера.
После распада СССР
Падение и взлет в конце 1980-х сменились резким штопором в туманном небе молодой Российской Федерации. В редакцию «Клуба» приходили письма – зрители словно не заметили исчезновения Сенкевича с экрана. Но пишущие предлагали не темы для выпуска, а просили материальную помощь. Судьба программы, которая незадолго до распада СССР отметила 30-летие, была неясной.
Но передача продолжала выходить по воскресеньям и длилась 43 минуты. Рейтинги немного подросли, когда шок от политических событий утих. В редакции произошли серьезные перемены – ушли почти все, кроме ведущего и трех режиссеров. Но пришли новые люди, которые засучили рукава и продолжили дело Шнейдерова без государственного финансирования.
В 1990-х в России зародился туристический бизнес. Гражданам РФ открыли дороги в любой уголок мира. Поэтому турбизнес подхватил фразу Михаила Жванецкого: «Хватит смотреть на мир глазами Сенкевича!» Россияне, у которых были деньги и возможности, отправились в Египет, Турцию, Грецию или нежились на мальдивских песках. Актуальность программы сильно упала в тот период. С другой стороны, у «Клуба» появились конкуренты. Например, «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова.
Ведущие телепередачи
Лицом «Клуба путешественников» для многих поколений стал Юрий Сенкевич. Многие помнят его больше, чем других ведущих передачи. Но до прихода военного врача и друга Тура Хейердала в студии программы работали другие лица.
Владимир Шнейдеров
Автор и первый ведущий родился 28 июля 1900 года в Москве. Юность пришлась на Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. Когда ситуация в стране стабилизировалась, Шнейдеров взялся за камеру, но не стал «певцом революции», а увлекся путешествиями и экспедициями. После поездок по Средней Азии Владимир Адольфович попал на борт ледокола «Александр Сибиряков», который совершил первый удачный переход по Севморпути. Сделанный выбор в 1920-х привел Шнейдерова на Первую программу ЦТ. Владимир Адольфович вел «Клуб» до смерти в 1973 году.
Алексей Трёшников
На место почившего Шнейдерова Гостелерадио предложило поставить океанолога и профессора Алексея Трёшникова. Ученый родился 14 апреля 1914 года в Симбирской губернии и отметился вкладом в исследование Арктики и Антарктики. Кандидатуру Трёшникова одобрили «сверху», но до постоянной работы дело не дошло. Полярник вел программу в 1973 году, но вскоре стали рассматривать новых кандидатов.
Олег Игнатьев
Следующим на место Шнейдерова пробовался журналист-международник Олег Игнатьев, который родился в 1924 году. Участник ВОВ окончил МГИМО и работал в газете «Правда». Игнатьев отправлял репортажи из Вьетнама, Анголы, Гвинеи, Мозамбика, где беседовал с партизанами. В перерывах Игнатьев писал книги, снимал документальные фильмы, главной темой которых была борьба с империализмом. Примером является сборник фельетонов «Одна бибиси сказала…».
Игнатьев был образован, хорошо держался перед камерой, но зрительских ожиданий не оправдал. Вместо привычного «Клуба путешественников» получился филиал «Международной панорамы».
Андрей Банников
Когда журналист Игнатьев получил новое задание и уехал беседовать с партизанами, в студии «Клуба» появился профессор Андрей Банников – наставник Николая Дроздова. Биолог родился 24 апреля 1915 года в Москве. Бородатый интеллигент понравился зрителям, которые не сильно обратили внимание на легкое заикание профессора, но начальство не особо жаловало Андрея Григорьевича и подыскивало другого кандидата.
Юрий Сенкевич
За год после смерти Шнейдерова, который вел программу 13 лет, сменились трое ведущих. Однажды к Банникову в гости пришел военный врач и участник экспедиций Хейердала «Ра» и «Ра-2» Сенкевич. Телеведущий родился 4 марта 1937 года в Монголии, но большую часть жизни провел в СССР.
Руководство Гостелерадио наблюдало за Сенкевичем в качестве гостя, который рассказал об экспедициях норвежского путешественника. Банникова отправили в отпуск на месяц, и все это время Юрий Александрович вел программу, а впоследствии стал постоянным ведущим.
Сюжеты и темы
За 43 года существования программы в эфир вышло 2236 выпусков. Телеведущие, путешественники, ученые и литераторы обсуждали страны, народы, обычаи, делились своими взглядами на мир и жизнь. Поначалу сюжеты снимали специально отобранные люди, которые были разбросаны по миру и СССР. Темы строго контролировали цензоры Гостелерадио, следили и за тем, что будет сказано в эфире. Позже редакции и самому ведущему разрешили путешествовать и лично снимать сюжеты.
Поездка в Гималаи
Одним из первых «своих» сюжетов была поездка к самой высокой горной системе мира. В 1982 году Юрий Александрович отправлял советских альпинистов покорять горные вершины. Кроме съемок Сенкевич как врач занимался медицинскими изысканиями в высокогорных условиях. Итогом поездки стал не только выпуск программы, но и документальная лента «Вершина».
В эфир пускали не только работу «клубовцев», но и любительские кадры зрителей на пленке 16 мм. Поклонники программы не только присылали материалы, но и становились гостями передачи, в эфире которой делились впечатлениями о собственных путешествиях.
Китай
В 1960-х отношения СССР и Китая испортились. Кризисным моментом стал Даманский конфликт, который произошел в 1969 году. Из-за политической напряженности КНР рассматривалась как враг, поэтому сюжеты об этой стране цензоры смотрели особенно тщательно. Но практика показала, что зрителям интересна культура и быт жителей Поднебесной. Сенкевич снимал сюжеты о Китае и даже попал под подозрение как «симпатизирующий взглядам Мао Цзэдуна».
В годы перестройки ситуация изменилась. Сюжетов о КНР стало больше. В 1989-м отмечали 150 лет со дня рождения Николая Пржевальского. Сенкевич и гости «Клуба» посвятили специальный выпуск русскому путешественнику. В эфире показали сюжеты об экспедициях Пржевальского в Монголию, Китай, Тибет, Центральную Азию.
Литературные герои
Одно из самых известных произведений Жюля Верна – «Дети капитана Гранта». В 1985 году Сенкевич снял выпуск, посвященный путешествию по 37-й параллели. Кроме того, в передачу вошло интервью с режиссером экранизации произведения Верна Станиславом Говорухиным и фрагмент будущей картины в исполнении актера Лембита Ульфсака, воплотившего образ Паганеля.
Дома красот хватает
Сенкевич не всегда переносил зрителей в другую страну. Телеведущий умело находил интересное и увлекательное в любой точке света, в том числе и в Замоскворечье. Выпуск «Клуба» 1986 года посвящен историческому району столицы. Юрий Александрович беседовал с поэтом Андреем Вознесенским и доктором филологических наук Владимиром Лакшиным о достопримечательностях улиц Замоскворечья.
Энциклопедия альпинизма
8 августа в мире отмечают Международный день альпинизма. Сенкевич был поклонником данного вида спорта и уделял много внимания беседам с легендарными покорителями вершин. В одном из выпусков, который неофициально прозвали «энциклопедией альпинизма», телеведущий беседовал с Виталием Абалаковым, Валентином Божуковым, Александром Сидоренко. Спелеологи Александр Ефремов и Александр Полуянов рассказали зрителям о тренировочной экспедиции в карстовую пещеру на Кавказе.
«Тигрис»
Тур Хейердал хотел доказать, что цивилизация Древней Месопотамии оказывала влияние на развитие других народов. Поэтому норвежец во второй половине 1970-х затеял экспедицию на тростниковой лодке, чтобы доказать теорию.
В путешествии участвовал Сенкевич, который впоследствии знакомил зрителей с деталями экспедиции.
«Красная стрела»
В 1931 году из Ленинграда в Москву впервые отправился поезд «Красная стрела». В 1984-м Сенкевич снял сюжет о маршруте и составе «Стрелы». Компанию путешественнику составлял писатель Даниил Гранин.
По следам Колумба
В июне 1498 года Христофор Колумб отправился в третье путешествие, в ходе которого открыл остров Тринидад, реку Ориноко и залив Пария. Путешественника поразила водная артерия длиной 2740 км, которая проходит через Венесуэлу и Колумбию. В дневнике Колумб назвал Ориноко «райской рекой».
В 1988-м, спустя 490 лет с того момента, команда «Клуба путешественников» сняла выпуск в Южной Америке. Сенкевич вместе с журналистом-международником Юрием Исаевым и этнографом Сергеем Серовым рассказали зрителям о природном разнообразии реки и индейских племенах, живущих на берегу Ориноко.
Конец путешествий
После кризисного периода в конце 1980-х – начале 1990-х «Клуб путешественников» постепенно вернулся в строй и продолжил выходить в эфире Первого канала. В 1997-м программа получила премию ТЭФИ. Но в тот период зарождалось новое российское телевидение и его любовь к скандально-развлекательным шоу. Продюсеры перекраивали сетку вещания, оценивали рейтинги и старались не обидеть рекламщиков.
«Клуб путешественников» пытался ужиться в стремительно меняющемся мире. Сначала передачу сократили с часа до 40 минут. О фиксированном времени показа, 6 часов вечера в воскресенье, пришлось забыть. В 1990-х произошла примечательная перемена. В СССР сложно было снимать сюжеты за рубежом. После распада Советского Союза труднее стало работать на просторах родины. Для зарубежных съемок находились щедрые спонсоры, а для работы в России приходилось долго искать желающих оказать финансовую поддержку.
Сенкевич считал, что России есть чем удивить туристов. Однажды телеведущий вспомнил, как сравнивал на фото красоты Алтая и Филиппин. «Какой же на них был роскошный Алтай и какие скромные Филиппины», – говорил мэтр.
Однако в начале 2000-х программа доживала последние годы. Телевизионные просторы завоевывала «Большая стирка» Андрея Малахова, доводила до слез «Жди меня», Елена Малышева просвещала россиян в вопросах сохранения здоровья, а по пятницам вся страна крутила барабан с Леонидом Якубовичем.
Юрий Сенкевич умер 25 сентября 2003 года. В октябре продюсеры решили не искать замену телеведущему, а закрыть программу, которая и без того была внесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Трудности и происшествия
Съемка сюжетов для программы о путешествиях всегда связана с нестандартными ситуациями. Некоторые из них забавные и смешные, а иногда полны опасности. Особенно много подобных историй случалась, когда редакции разрешили ездить по миру и самостоятельно снимать сюжеты. Режиссер программы Андрей Циленко рассказывал о приключениях в Буркина-Фасо. В африканском государстве съемочная группа столкнулась с беременной бегемотихой, которая напала на телевизионщиков. Отбившись от разъяренного животного и немного переведя дух, команда спасалась бегством от стада слонов.
Но на этом беды в Буркина-Фасо не закончились. Телевизионщиков пригласили в городок, который напоминал лабиринт. Вождь племени устроил прием гостям, в ходе которого произнес речь. Однако переводчик группы ужаснулся от слов, сказанных предводителем местных жителей.
Вождь ругал «белых братьев» за то, что те продают «черным братьям» оружие вместо помощи в строительстве заводов. Лидер аборигенов сказал, что Сенкевич и его команда должны ответить за все, что делают «белые братья». История, которая могла закончиться убийством, имела благополучный финал. Советские путешественники нашли способ, как помириться с вождем: в разгар веселья телевизионщики и аборигены пили алкоголь местного производства.
Другой случай приключился с Андреем Талалаем на горе Синай в Египте. Оператор ночью не разглядел дороги, упал в ущелье, но отделался травмой руки и ноги. Долго лежал в больнице, а затем перенес операции в России, но в итоге вернулся в строй.
Еще один эпизод произошел в ходе подготовки сюжета о вулкане Нгоронгоро в Танзании. 24-километровый кратер представляет собой изолированный мир. Если животные попадают туда, то остаются там навсегда, образуя филиал «Затерянного мира» Артура Конан Дойла. К месту съемок Сенкевич ехал на посольском внедорожнике. Водитель машины не справился с управлением. Внедорожник вылетел с дороги и несколько раз перевернулся. 65-летний телеведущий выжил, но попал на больничную койку с четырьмя сломанными ребрами.
Режиссер Александр Трофимов вспомнил, как колесил со съемочной группой по пустыням Калмыкии. Путь завел телевизионщиков в село, где недавно построили церковь. Режиссер познакомился со священником и рассказал, что несколько лет собирается креститься, однако испытывает робость и неготовность. Но в итоге Трофимов решил приобщиться к православной вере. Крестным отцом Трофимова стал Сенкевич.
Значение проекта
«Клуб путешественников» занял место среди проектов «В мире животных», «Очевидное – невероятное», «Человек. Земля. Вселенная», «Это вы можете», «Этот фантастический мир». Но интересы зрителей и формат изменились в 1990-х. Реалити-шоу и программы, обсуждающие острые социальные проблемы, вышли на первое место. Научно-популярные передачи и их интеллигентные ведущие уступили место скандалам и ярким шоуменам, которые за словом в карман не лезут.
Возродить «Клуб путешественников» после смерти Сенкевича было сложно. При жизни телеведущего проект был далеко не самым востребованным на российском ТВ. Аналогичная история с «Очевидным – невероятным» и его бессменным ведущим Сергеем Капицей. Программа переживала кризис в 2000-х, но продюсеры и автор не оставляли попытки возродить передачу. Однако прежнюю популярность вернуть не получилось.