Биография
Евгений Гришковец — российский писатель, драматург, режиссер, актер, создатель собственного авторского театра. В его драматургии нет конфликта в привычном понимании этого слова, но каждая постановка выстраивается таким образом, что с первых минут повествования внимание зрителя оказывается полностью во власти автора. Сейчас спектакли по произведениям Гришковца с успехом проходят на разных площадках России.
Детство и юность
Евгений Валерьевич родился 17 февраля 1967 года в городе Кемерове. Позднее в разговорах о национальности он сообщал, что на четверть еврей. Прадед в начале XX столетия жил в Украине, затем решил перебраться на Алтай. Там он женился, после чего переехал вместе с молодой женой в Кемерово.
Родители Евгения на момент появления сына на свет числились студентами-второкурсниками. По словам будущего писателя, у них была дружная семья. Мать Софья Цыганенко и отец Валерий Гришковец не перекладывали заботу о ребенке на плечи старшего поколения, а всегда брали Женю с собой.
Когда Валерий поступил в аспирантуру ныне Санкт-Петербургского экономического университета, вся семья переехала в Северную столицу. Ленинградский период жизни Евгений Гришковец вспоминает как период ностальгии по родному городу, однако по возвращении домой это чувство сменилось желанием вернуться обратно в город на Неве.
Выпустившись из школы в 1984 году, будущий драматург поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета, который ему удалось окончить только спустя 10 лет. С 2-го курса Гришковца забрали в ряды Советской армии. Следующие 3 года жизни он проходил службу в составе Тихоокеанского флота на острове Русском.
Возвратившись домой, Евгений продолжил учебу в университете, параллельно занимаясь в театральной студии и играя небольшие роли в театре пантомимы. В молодости, чувствуя, что в родном городе жизнь проходит не так, как хотелось бы, Гришковец решил эмигрировать в Германию. Для того чтобы окончательно закрепиться в новой стране, молодой драматург даже пытался искать политического убежища — и оно было предоставлено. Но реальность оказалась не похожей на мечты, и в 1990 году Евгений возвратился в Кемерово.
Театр
В родном городе Гришковец организовал театр «Ложа», выпустивший за 7 лет существования 10 спектаклей, которые пользовались успехом у зрителей как в России, так и за рубежом. К 1998 году идея «Ложи» начала изживать себя, времени, чтобы ей заниматься, становилось все меньше. Тогда писатель решил уехать из Кемерова. В указанный период возник спектакль «Как я съел собаку», зрительская аудитория которого составила всего 17 человек.
Позднее с этой постановкой драматург побывал на гастролях во многих городах России — от Владивостока до Калининграда. Тогда же выкристаллизовались главные черты авторского театра Гришковца. Одна из них — его интерес к публике, который режиссер выражает буквальным способом: первые 10 минут каждого выступления не выключает в зрительном зале свет, чтобы подробнее рассмотреть пришедших на спектакль людей.
Всего за 4 года Евгений превратился из приезжего режиссера в любимца публики. За первую постановку драматург удостоился премии «Золотая маска». Следующая его работа, названная «ОдноврЕмЕнно», повторила успех дебютного спектакля и в полной мере раскрыла творческую манеру Гришковца.
Пьесы Евгения наследовали лучшие традиции русской литературы, в них прослеживались интонации Антона Чехова и Василия Шукшина, тонкая ирония и монологи в духе Сергея Довлатова. Как удачно отметил литературный критик Ян Шекман, проза Евгения Гришковца является лучшим лекарством для человека, уставшего от жизненной гонки, за которой он не успевает остановиться и взглянуть на себя в зеркало. Но, соприкасаясь с отражением собственной жизни в прописанных драматургом героях, зритель понимает, что даже незначительные эпизоды, если посмотреть на них с юмором и наблюдательностью, приобретают новый смысл.
В 2014 году вышел спектакль «Прощание с бумагой», в котором Гришковец размышлял о том, как электронные носители вытесняют бумажные. Пустота, по мнению автора постановки, сопровождает технический прогресс и ведет каждого отдельного человека к небытию. Через год сочинитель представил спектакль «Шепот сердца», где вполголоса, даже шепотом, рассуждал о жизни от имени «сердца». Во многих постановках он использовал излюбленную форму общения с публикой — монолог.
Написав пьесу «Весы», драматург решил воплотить ее на сцене МХТ имени А. П. Чехова самостоятельно. Сюжет спектакля прост: мужчины ожидают в приемной роддома появления на свет своих детей. Действие происходит ночью. В постановке заняты звезды российского театра и кино Николай Чиндяйкин, Игорь Золотовицкий и другие. В последующие годы писатель продолжил работу над пьесами, а также часто выступал с концертами в разных уголках России.
Книги
На сегодня Гришковец является автором нескольких романов. Первая его книга «Рубашка» была выпущена в Москве в 2004 году. В этой работе перед читателем раскрывается уже знакомый мир писателя, наполненный размышлениями о сути вещей, беседами, остроумными жизненными ситуациями и оптимизмом, который неизменно помогает главному герою находить выход из любых сложных обстоятельств.
Работа «Реки» была издана год спустя. В 2006-м в отдельной книге были собраны все существующие на тот момент пьесы Гришковца. Кроме того, Евгений написал и издал сценарий фильма «Сатисфакция».
К 2008 году был готов к выходу роман «Асфальт». Мнения читателей и рецензентов по поводу этой книги разделились, но в целом литературное произведение было принято тепло. Сюжет выстроен вокруг обыденной жизни героя Миши, который узнает о самоубийстве давней знакомой Юли. Чуть позже появилась пьеса «Дредноуты», по которой Гришковец создал моноспектакль.
В 2018 году Евгений выпустил сборник пьес, куда вошла и упомянутая работа «Весы». Также состоялся выход 3-го романа «Театр отчаяния, или Отчаянный театр», который был создан в духе биографического повествования. Презентацию книги предварил моноспектакль автора «Предисловие к роману». Драматург с новой постановкой посетил города Сибири, Якутии, в том числе и родное Кемерово.
В начале 2020 года Евгений Гришковец на встрече с читателями в книжном магазине Polaris рассказал, что работает над новой пьесой. Она получила название «Собрание сочинений». Главная героиня — 60-летняя вдова, занимающая огромную квартиру. Она планирует переехать в новый жилищный комплекс, так как все в доме напоминает ей о покойном муже. Главный вопрос, который беспокоит женщину, — что делать с огромной библиотекой? Книги, которые она собирала и читала в течение жизни, никому не нужны, даже ее детям. Споры о судьбе литературного наследия становятся камнем преткновения.
Создание пьесы заняло 18 дней. Однако, как признался сам автор, он долго над ней думал, а потом практически записал свои мысли, быстро и без помарок. В сентябре писатель представил новую книгу «Узелки». Проза была написана во время карантина из-за вынужденного полугодового сценического бездействия автора. Произведение посвящено незначительным, но самым ярким воспоминаниям, из которых и состоит жизнь человека.
Книга привлекла не только содержанием, но и обложкой. Над оформлением работал Серж Савостьянов, с которым писатель сотрудничал на протяжении длительного времени. В своем блоге Евгений поделился, что очень рад выходу произведения в свет, однако сожалеет, что из-за пандемии не сможет провести встречу с читателями и автограф-сессию по случаю этого знаменательного события.
Еще одна работа 2020 года — это эссе под названием «Водка как нечто большее». Произведение посвящено высшим проявлениям данного алкогольного напитка в нашей культуре, укладе, личной жизни. Водка, как считает автор, открывает в человеке его потаенные масштабы и высоты.
Музыка
Еще одна грань творчества Евгения раскрылась в 2002 году. Драматург записал альбом совместно с группой «Бигуди», исполняющей электронную музыку. Сам литератор признался, что не умеет петь, но любит слушать, как поют другие.
В своем желании приобщиться к вокальному искусству он разработал концепцию вплетения в музыкальную фактуру голоса непоющего человека, который читает текст. Смысловая нагрузка ощутимо выше, чем в общепринятой лирике популярных песен. Фактически это небольшие эссе, прочитанные под музыку и организованные в куплетную форму. Одной из таких работ стал трек «Настроение улучшилось».
В 2008 году совместно с музыкантом Ренарсом Кауперсом из группы Brainstorm Гришковец записал свою версию песни «Альянса» «На заре». А в 2013-м вместе с грузинским коллективом «Мгзавреби» автор выпустил альбом «Ждать жить ждать».
В 2021 году драматург продолжил заниматься творчеством. Так, на свет появился новый долгожданный альбом Гришковца «Человеку человек».
Фильмы
Гришковец снялся в ряде картин и нескольких видеоадаптациях собственных спектаклей. Участие в ленте «Азазель» по роману Бориса Акунина Евгений Валерьевич вспоминать не любит. По его словам, снимали сериал весело, а фильм получился скверным.
В 2003 году артист сыграл Севу в «Прогулке» Алексея Учителя. В 2005-м Гришковец исполнил роль писателя Галахова в сериале «В круге первом», снятом по мотивам одноименного романа Александра Солженицына.
Позднее, уже в «десятых», Евгений участвовал в нескольких кинопроектах. В эфире Первого канала вышел многосерийный психологический триллер «Частица Вселенной», где драматург сыграл отца Иоанна. Сюжет телефильма построен вокруг истории с запуском космического корабля, на борту которого разыгралась настоящая драма. Главные роли исполнили Виктория Исакова, Алексей Макаров и Сергей Пускепалис.
Также вышел сериал Бориса Хлебникова «Обычная женщина», где Евгений Валерьевич перевоплотился в мужа главной героини Марины (Анна Михалкова). Жизнь владелицы цветочного магазина, матери двоих детей, не заурядна, как кажется на первый взгляд, — она тайно держит бордель, чтобы обеспечивать семью и жить в достатке. Одну из девушек, работающих на нее, убивают, что тянет за собой череду проблем.
Осенью 2022 года состоялась премьера фильма «Грозный папа» (другое название — «Искатели»). Картина позволила зрителям совершить путешествие из российского Средневековья в наши дни. По сюжету царь Иван Грозный в исполнении Евгения, пытаясь спасти собственного сына, случайно оказывается в будущем и знакомится с семьей археолога Осипова. Интересно, что во время съемок Гришковец облачался в тот же кафтан, что ранее носил Петр Мамонов в ленте «Царь».
Скандалы
В начале лета 2021 года стало известно, что певица Земфира подала в суд иск о защите чести и достоинства. Причиной этого стало неосторожное высказывание Гришковца: писатель, будучи гостем подкаста «Би Коз», охарактеризовал артистку как «наркоманку», а также назвал песни исполнительницы «наркоманскими». Как сообщила вокалистка, сказанное драматургом негативно отразилось на ее репутации.
В качестве компенсации Земфира пожелала услышать извинения писателя и публичное признание ложности сказанных слов, а также потребовала от обидчика выплаты 1,5 млн рублей за моральный ущерб. Сам Евгений Валерьевич заявил, что не хотел оскорбить певицу — просто вспылил в силу своего характера, делясь мнением о новом альбоме исполнительницы.
Судебный процесс исполнительницей хита «Искала» был проигран. Эту ситуацию Гришковец вспомнил в интервью Ксении Собчак в ее авторской передаче. Ведущая шоу «Осторожно: Собчак» предложила гостю позвонить певице и извиниться перед ней. Но писатель посчитал общение с рок-звездой невозможным.
Не получилось бы примириться с Земфирой и через Ренату Литвинову. Как оказалось, артист критически высказывался и о ней, говоря, что Литвинова — нездоровый человек и «воплощение извращенцев».
Личная жизнь
Евгений живет в счастливом браке с женой Еленой Гришковец. Пара воспитывает троих детей: двух дочерей — Наталью и Марию и сына Александра. Известно, что Наталья в некотором роде пошла по стопам отца и занимается музыкой.
С 1998-го Гришковец с семьей живет в собственном доме в Калининграде. О личной жизни писатель предпочитает не распространяться и редко дает интервью по этому поводу.
Следить за творческой деятельностью писателя можно через блог «Дневник», где он активно публикует фото и видео, а также на его личной странице в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской). Деталями биографии драматург периодически делится с публикой, будучи гостем различных телепроектов: «Мой герой», «Ещенепознер» и других.
Евгений Гришковец сейчас
Что касается театрального искусства, здесь поклонников ждал сюрприз, поскольку Евгений Валерьевич, будучи родоначальником моноспектаклей, решил сменить образ и отправился в гастрольный тур в качестве эстрадного писателя. В этом амплуа, сообщил артист, он занял пустующее место после смерти Михаила Жванецкого, который ввел эту традицию. А потом такой формат позволил ему транслировать именно свои мысли публике, а не играть персонажа.
Конечно, в монолог Гришковца вошли и его политические ощущения. К слову, к этой тематике была обращена и новая композиция «Письмо другу» в исполнении Евгения Валерьевича и группы «Бигуди».
Летом 2023-го писатель покинул пост главы Общественного совета при ФСИН по собственному желанию. Он пояснил, что не справляется с поставленными задачами, но многое для себя открыл и остается членом ведомства.
В ноябре Гришковец организовал прощальные показы спектакля «Между делом» в Москве и Санкт-Петербурге.
В начале 2024-го Евгений Валерьевич объявил о проведении «мультимедийного суперпроекта», посвященного 90-летию со дня рождения Михаила Жванецкого. Гришковец и вдова сатирика стали креативными продюсерами специального фестиваля с проектами разного формата.
А первым из них оказался гала-концерт в Москве с участием Юрия Стоянова, Павла Деревянко, Никиты Кологривого и других артистов. Мероприятие запланировали на март.
Проекты
Пьесы:
- 1998 — «Как я съел собаку».
- 2001 — «Планета»
- 2001 — «Город»
- 2002 — «Титаник»
- 2005 — «Зима»
- 2005 — «По По»
- 2008 — «Дредноуты»
- 2009 — «ОдноврЕмЕнно»
- 2009 — «+1»
- 2010 — «Сатисфакция»
- 2012 — «Прощание с бумагой»
- 2014 — «Уик энд»
- 2015 — «Шёпот сердца»
- 2018 — «Весы и другие пьесы»
- 2018 — «Предисловие»
Библиография
- 2004 — «Рубашка»
- 2005 — «Реки»
- 2006 — «Планка»
- 2007 — «Следы на мне»
- 2008 — «Асфальт»
- 2018 — «Театр отчаяния, или Отчаянный театр»
- 2010 — «А…..а»
- 2014 — «Боль»
- 2020 — «Узелки»
Музыка:
- 2003 — «Сейчас»
- 2004 — «Петь»
- 2007 — «Секунда»
- 2008 — «На заре»
- 2010 — «Радио для одного»
- 2013 — «Ждать-жить-ждать»
- 2019 — «Кто здесь вспомнит нас?»
- 2021 — «Человеку человек»
- 2022 — «Письмо другу»
Фильмография
- 2002 — «Азазель»
- 2003 — «Прогулка»
- 2005 — «Не хлебом единым»
- 2005 — «В круге первом»
- 2008 — «Тринадцать месяцев»
- 2009 — «Московский фейерверк»
- 2009 — «Окна»
- 2010 — «Сатисфакция»
- 2014 — «Я — местный. Кемерово»
- 2016 — «Разбуди меня»
- 2017 — «Частица вселенной»
- 2018 — «Короткие волны»р
- 2018 — «Обычная женщина»
- 2022 — «Грозный Папа»
Интересные факты
- Гришковец вспоминал, что поначалу склонен был расценивать время, потраченное на постановку «Как я съел собаку», как потерянное, ничего ему не давшее. Однако моноспектакль, основанный на воспоминаниях о службе в армии, сыграл ключевую роль в творческой биографии режиссера и принес ему известность.
- В интервью писатель неоднократно признавался, что в детстве у него обнаружилась дислексия. В то время в Союзе мало знали об этом состоянии, поэтому школьные учителя попросту считали ученика лентяем. Позднее оказалось, что дочери писателя также унаследовали эту особенность.
- Осенью 2020-го в Сети появился новый клип на песню «Беги» в исполнении DJ SMASH feat. Poёt. Текст к этой композиции написала дочь Евгения, Наталья. Гордостью за наследницу писатель поделился в собственном блоге.
- В 2016 году режиссер вошел в состав Совета по культуре при врио губернатора Калининградской области.