Биография
Виктор Александрович Вержбицкий — персона узнаваемая. Однако актер предпочитает возбуждать творческий интерес и говорить о ролях, а не попадать в скандальные ситуации. За свою многолетнюю карьеру он завоевал авторитет у именитых режиссеров и любовь у миллионов зрителей, которые с нетерпением ждут новых киноработ с его участием.
Детство и юность
Виктор родился в Ташкенте 21 сентября 1959 года. Фамилия Вержбицкий — наследие от прадеда, поляка по национальности, коренного жителя Кракова. Родители не были близки к творческим профессиям. Кто отец мальчика — история умалчивает. Исполнитель о нем не говорит и не вспоминает. Мама трудилась медицинской сестрой, поэтому пропадала на работе сутками.
Ребенок оставался с бабушкой. Собственно, она его и воспитала, так как большую часть времени внук проводил с ней, в том числе в театре, где женщина трудилась костюмершей. Так что понятие «запах кулис» будущему лицедею было знакомо не понаслышке.
По окончании школы Виктор Вержбицкий без лишних раздумий отнес документы в театрально-художественный институт имени Александра Островского в родном городе. Абитуриент среди прочих факультетов выбрал сценографический, там же встретился и на всю жизнь подружился с Тимуром Бекмамбетовым. В молодости он даже не догадывался, что именно Бекмамбетов окажет в скором будущем решающее влияние на его жизнь.
Театр
Окончив обучение в учреждении, Виктор пошел работать по специальности. Здесь, на сцене Ташкентского академического театра драмы имени Максима Горького (ныне — Государственный академический русский драмтеатр Узбекистана), и началась творческая биография Вержбицкого.
Несколько лет службы помогли проверить на практике теоретическую базу, полученную в вузе. Исполнитель с упоением играл в постановках «Чайка» и «Калигула», «Зойкина квартира» и «Полет над гнездом кукушки». Его мастерство с каждым новым выступлением оттачивалось и сияло новыми гранями и красками.
В театральной сфере на талантливом Вержбицком все больше начали останавливать взгляды именитые режиссеры, в том числе столичные. Предложения поступали Виктору неоднократно, но он просчитывал риски и внимательно наблюдал, будто чего-то ждал. И дождался. Это оказалось то предложение, от которого артист не смог отказаться. Его пригласили в Новый драмтеатр, которым руководил Борис Львов-Анохин.
В конце 1996-го актер окончательно переехал в Москву. Здесь ему доверяли заметные и сложные роли, с которыми мастер справлялся блестяще. «Реванш королевы», «Журден», «Ассамблея» — список постановок, в которых появился любимец российских театралов, велик.
Через 2 года Виктор перешел в другой театр, которым управлял легендарный Александр Калягин. Аура этого места, его замечательный коллектив и личность руководителя давно заинтересовали Вержбицкого, поэтому переход состоялся без лишних раздумий.
Поначалу в калягинском Et cetera лицедею и вправду было очень комфортно. Творческая атмосфера, отменная режиссура и интересные роли вдохновляли уроженца Ташкента. Но каким же оказалось удивление артиста, когда в 2005-м Александр Александрович вывел его из труппы.
Объяснение и удивило, и озадачило Вержбицкого. Формулировка была такой: Виктор слишком много времени уделяет кинематографу. Он и вправду много снимался и становился все более востребованным в кино. Но в близких к театральному закулисью источниках называлась иная причина: худрук не любит звезд в коллективе и ревностно наблюдает за их славой.
Претензии постановщика имели под собой основания. Предложения сняться в фильмах и сериалах поступали Виктору регулярно. С тех пор Вержбицкий играл в спектаклях Et cetera только как приглашенный артист. Помимо этого, мастер перевоплощений сотрудничал со столичным драмтеатром имени Александра Пушкина, «Ленкомом» и МХТ имени Антона Чехова.
В интервью Виктор Вержбицкий признался, что недолюбливал антрепризу, потому что в России слабые традиции в этом направлении. Но мнение поменялось, когда он принял приглашение «Независимого театрального проекта» и убедился, что там ставят далеко не «легкие комедийные штучки без художественного содержания».
Исполнитель сыграл в представлении «Ladies' night. Только для женщин» по пьесе Энтони Маккартена, первом на российской сцене спектакле-стриптизе категории 18+. Актеру, по счастью, не пришлось раздеваться, иначе его участие на сцене оказалось бы под большим вопросом.
В 2016-м состоялась премьера постановки «Иванов» по классической пьесе Антона Чехова, осуществленная на сцене Театра наций. Театральное зрелище неоднократно оказывалось в списке номинантов на «Золотую маску». Главные роли достались Елизавете Боярской и Евгению Миронову. Виктор Александрович предстал в образе графа Шабельского, дяди главного героя.
В 2023 году в МХТ имени Чехова актер вошел в состав спектакля «Карамазовы» на основе произведения Федора Достоевского. Примечательно, что Вержбицкому в постановке доверили сразу два образа: Смердякова и старца Зосимы.
Фильмы с Виктором Вержбицким
1994-й стал для Вержбицкого переломным. В этот период на пути Виктора появился друг и однокурсник Тимур Бекмамбетов. Задействовав товарища в картине «Пешаварский вальс», Бекмамбетов по-настоящему открыл ему двери в кинематограф.
Плодотворное сотрудничество с режиссером и продюсером продолжилось для лицедея в мистических триллерах «Дневной дозор» и «Ночной дозор». Эти ленты — настоящий прорыв к славе. Сразу после премьеры исполнителя ждал невероятный рост известности и зрительской любви.
Талантливую игру Виктора высоко оценил даже автор литературных первоисточников Сергей Лукьяненко, заметив при этом, что экранный образ хотя и намного отличается от книжного, но артисту удалось его не испортить. В экранизациях вместе с Вержбицким также появились такие признанные звезды, как Владимир Меньшов, Константин Хабенский и Жанна Фриске.
Следующие киноработы принесли виртуозу еще больше популярности и узнаваемости. Среди них стоит выделить историческую драму «Турецкий гамбит», адаптацию одноименного произведения Бориса Акунина* (внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов и Росфинмониторингом в список лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму), за которую съемочная группа взяла сразу 3 статуэтки «Золотой орел» (за монтаж, работу художника-постановщика и художника по костюмам).
В дальнейшем Виктор Вержбицкий появился в многосерийной военной драме «Адмиралъ». В основу фильма легли реальные факты биографии Александра Колчака, верховного главнокомандующего Русской армией и руководителя Белого движения.
Так сложилось, что фильмографию мастера сцены преимущественно составляют картины, в которых его герои не вызывают симпатию. Лицедей шутил, что после образов негодяев сыграть доброго Дедушку Мороза уже не получится — зритель не поверит. Но, если таков выбор режиссера, так тому и быть, хотя выпускник театрально-художественного института не против примерить комедийный или положительный образ.
Желание о разнообразии удовлетворили создатели комедии «Ёлки-2», в которой Виктор Александрович перевоплотился в депутата Воробьева. По сюжету персонаж Вержбицкого — двоюродный брат Земляникина (Алексей Петренко). Примечательно, что сиквел новогодней картины до сих пор считается одним из лучших проектов во франшизе, судя по отзывам критиков и зрителей.
Исполнитель вернулся к зловещему амплуа в ТВ-детективе «Инквизитор». В сериале Юрия Мороза он выступил в качестве серийного маньяка, расправляющегося с жертвами методами средневековых палачей.
В фантастическом триллере Сарика Андреасяна «Мафия: Игра на выживание» Виктор Вержбицкий предстал в образе автора жестокого развлечения, в ходе которого люди попадают в спровоцированные личными фобиями ситуации. Постановщик рассказывал, что на создание проекта его вдохновили голливудские блокбастеры «Голодные игры» и «Начало».
Параллельно мастер перевоплощений работал на съемочной площадке драмы «Вакантна жизнь шеф-повара», где его напарниками стали Петр Федоров и Виктор Проскурин. Как делился автор проекта Рустам Ильясов, сценарий основан в том числе и на его собственном опыте.
Затем Вержбицкого позвали в каст криминального боевика «Барон», в котором Виктор Александрович предстал в образе Харитона. Примечательно, что творение Рустама Сагдиева стало первым узбекским фильмом, созданным в сверхвысоком разрешении 4K.
В 2018-м актер снялся в дебютной режиссерской картине Данилы Козловского «Тренер». Вержбицкому доверили изобразить мэра города Новороссийска. По словам Козловского, он давно мечтал о роли футбольного тренера. Изначально он рассматривал участие в проекте только в качестве артиста и продюсера, но затем осознал, что хотел бы рассказать эту историю сам — на правах постановщика.
Осенью того же года на первом российском фестивале телесериалов была представлена многосерийная лента «Министерство», в которой Виктор Вержбицкий стал серым кардиналом Люсьеном Николаевичем. Сатирическая драма рассказывает о двух друзьях — заместителях министра строительства в исполнении Ивана Оганесяна и Кирилла Сафонова.
Спустя 2 года исполнитель появился в остросюжетной картине «Позывной “Барон”», сиквеле ранее упомянутого фильма. Продолжение снято при участии продюсерского центра Ивана Архипова «Инферно» по заказу Агентства кинематографии Узбекистана и при поддержке Шанхайской организации сотрудничества.
В дальнейшем Вержбицкого задействовали в создании 2-го и 3-го сезонов телевизионного драматического триллера «Содержанки». Виктор Александрович перевоплотился в Иннокентия Михайловича, также известного как дядя Кеша. У руля сериала встал театральный режиссер Константин Богомолов, который впервые для себя познал опыт создания ТВ-шоу.
Помимо прочего, лицедей также занимается озвучиванием. Так, в 2021-м в мировом прокате оказалось авторское драмеди кинематографиста Уэса Андерсона «Французский вестник». Героя Артура Ховитцера – младшего, сыгранного Биллом Мюрреем, продублировал как раз Виктор Вержбицкий.
В августе 2023-го на Первом канале показали документальную ленту «Осведомленный источник в Москве», где лицедей предстал в качестве центрального персонажа Виктора Луи — журналиста, писавшего в западные газеты об СССР.
Телевидение
В копилку заслуг артиста входит работа телеведущим увлекательной передачи «Мистические истории» на канале ТВ-3 и ток-шоу «Рассудят люди».
В телеигре «Форт Боярд» Виктор Александрович выступал в образе старца, живущего в башне и раздающего подсказки игрокам за правильный ответ на загадку. Французская съемочная группа канала Antenne 2, придумавшая программу, считала Вержбицкого самым выдающимся персонажем за всю историю проекта.
Личная жизнь
Личная жизнь исполнителя таинственна. Во всяком случае, сам он крайне мало говорит на эту тему, а потому ореол некоей закрытости придает актеру еще больше шарма. Ходили слухи о его родстве с актрисой Татьяной Орловой. На фото у коллег, возможно, и просматривается некоторое сходство, но никакого подтверждения родственных связей в официальных источниках нет.
Первая супруга Вержбицкого с ребенком живут в Израиле. Виктор Александрович хотя и развелся, но поддерживает с бывшей женой и сыном Александром родственные отношения и даже гостит у них.
Сегодня, по информации ряда источников, мастер кадра женат вторым браком, но имя избранницы остается в тайне. Известно, что она бывшая артистка, но уже давно ушла в бизнес. По словам телеведущего, возлюбленная не советчик в выборе ролей, но в вопросах денег и гонораров ей нет равных.
Выросший в Средней Азии, Виктор Александрович — поклонник восточной кухни. Если Вержбицкий не занят на съемках или в театре, предпочитает пассивный домашний отдых перед телевизором или за чтением русской классики.
Нежелание участвовать в светских тусовках виртуоз считает личным недостатком. Любимец российских театралов понимает, что у него публичная профессия, и сам себя ругает, если отказывается появляться на презентациях или фестивалях.
«Может, это лень, может, это присутствие на людях — это какая-то работа. Я не могу побыть самим собой и отключиться. Это опять приходится трудиться, а иногда общаешься с лицемерием. Поэтому не очень этого хочется», — признавался Вержбицкий.
Виктор Вержбицкий сейчас
Сейчас Виктор Вержбицкий время от времени появляется на сцене Театра наций как приглашенный актер.
На киноэкранах поклонники смогли увидеть артиста в 2024 году в фэнтезийной саге «Черный замок», снятой в Беларуси на основе приключенческого произведения Владимира Короткевича. В картине о поисках средневековых сокровищ, действие которой разворачивается в нескольких временных слоях, Виктору Александровичу досталась роль благородного судьи.
Также Вержбицкий был занят на съемках многосерийной мистической драмы «Неземная» о встрече человека и ангела его смерти. Постановщицей мини-сериала, запланированного к показу в 2025 году, выступила Дарья Мороз.
Фильмография
- 1998 — «Сибирский цирюльник»
- 2001–2003 — «Тайны дворцовых переворотов»
- 2004 — «Ночной дозор»
- 2005 — «Турецкий гамбит»
- 2006 — «Дневной дозор»
- 2008 — «Адмиралъ»
- 2014 — «Инквизитор»
- 2015 — «Мафия: Игра на выживание»
- 2016 — «Барон»
- 2018 — «Тренер»
- 2020 — «Содержанки – 2»
- 2021 — «Содержанки – 3»
- 2023 — «Ампир V»
- 2024 — «Черный замок»
Проекты
- 2011 — «Игра»
- 2012 — «Форт Боярд»
- 2012–2016 — «Мистические истории»
- 2015 — «Рассудят люди»
Интересные факты
- Виктор Александрович снимался в рекламе банка «Империал», где появлялся в образе Николая I.
- Вержбицкий является заслуженным артистом не только РФ, но и Узбекистана.
- Одним из самых трудных для озвучивания образов стал для артиста Урдалак из анимационной ленты Люка Бессона про Артура и минипутов, за которого в оригинале говорил Дэвид Боуи. При этом сам режиссер, побывавший с премьерой в Москве, остался в восторге от работы дублера. Также Вержбицкий дарил свой голос персонажам Рэйфа Файнса и Колина Фаррелла.
- Актер неплохо держится в седле. Однако во время работы над исторической картиной «Тайны дворцовых переворотов», где он играл Лефорта, его лошадь неожиданно пустилась в галоп, и Вержбицкий упал на землю, к счастью, отделавшись несерьезными ушибами.