Вячеслав Тихонов

Vyacheslav Tikhonov
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
81 год
Дата смерти
4 декабря 2009 г.
Место рождения
Рост
185
Семейное положение
был женат
Соцсети
    4,5 / 5 (48 голосов)

    Биография

    Вячеслав Тихонов сыграл множество ярких ролей и прожил не менее яркую жизнь. Для зрителей герои, воплощенные им на экране, становились образцами мужества, чести, достоинства. В них находили много общего с самим исполнителем, который, несмотря на обрушившуюся славу, остался скромным, тихим и порядочным человеком. Сам актер старался, чтобы в его фильмографии не было проходных работ.

    Детство и юность

    Вячеслав Васильевич Тихонов родился недалеко от Москвы, в городке Павловский Посад, 8 февраля 1928 года. Семья жила в двухэтажном деревянном доме вместе с бабушкой и дедушкой. Отец, Василий Романович, по профессии был механиком, но трудился рабочим на ткацкой фабрике. Мать, Валентина Вячеславовна, работала в детском саду воспитательницей. Сохранились архивные фото артиста, на которых он запечатлен в детстве.

    Вячеслав Тихонов в детстве
    Вячеслав Тихонов в детстве / «ВКонтакте»

    В 1941 году началась Великая Отечественная война, в это время Вячеславу исполнилось 13 лет. Родная школа превратилась в военный госпиталь, а сам подросток поступил в ремесленное училище на токаря. После обучения он начал работать на заводе по специальности, выполняя военные заказы и тем самым внося свою посильную лепту в Великую Победу.

    Юные годы будущего актера омрачились залпами взрывов и звуком выстрелов, но это не смогло убить детскую мечту стать актером. Тихонова с детства восхищали экранные киногерои: Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Александр Невский, талантливо сыгранный Николаем Черкасовым, и другие. В 1944 году Тихонова зачислили на подготовительный курс автомеханического института, но уже в 1945-м преподаватель ВГИКа Борис Бибиков принял юношу к себе в ученики. Спустя три года с момента поступления в творческий вуз актер появился на экране. Премьерной стала роль Володи Осьмухина в кинофильме режиссера Сергея Герасимова «Молодая гвардия».

    Театр

    В начале 50-х состоялся театральный дебют Вячеслава Тихонова на сцене Театра-студии киноактера, куда тот попал после того, как ожидаемые предложения от кинорежиссеров оказались совсем редкими. Однако и постановщики не баловали молодого артиста частыми спектаклями. Одной из ярких работ этого периода стала роль Медведя в постановке Эраста Гарина «Обыкновенное чудо», созданной по одноименной пьесе Евгения Шварца.

    Вячеслав Тихонов в молодости
    Вячеслав Тихонов в молодости / «ВКонтакте»

    Позднее Эраст Павлович экранизировал это произведение, но пригласил воплотить на экране образ главного героя не Тихонова, а Олега Видова. За недолгое время работы в театре — Вячеслав Васильевич отдал сцене семь лет — артист успел сыграть в пяти спектаклях. В 1957-м молодой исполнитель получил приглашение от киностудии имени М. Горького. Именно оно повлияло на решение Тихонова окончательно оставить театр и сконцентрировать все силы на кинематографических работах.

    Советское кино

    В том же 1957-м Станислав Ростоцкий, до этого успевший оценить талант Вячеслава Васильевича на театральных подмостках, пригласил артиста на съемки фильма «Дело было в Пенькове». Тихонову досталась главная роль деревенского тракториста, красавца и балагура Матвея Морозова. Но в процессе съемок выяснилось, что природная красота исполнителя стала проблемой: обладатель классических, правильных черт лица мало походил на сельского жителя.

    И хотя сам Вячеслав убеждал съемочную группу в том, что он из простой семьи, работал на заводе, гримерам пришлось поработать над внешностью артиста, чтобы сделать ее менее «городской». Тихонову осветлили брови, чтобы придать лицу простоватость, заставили сделать походку более развязной.

    Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов
    Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов / «ВКонтакте»

    Кроме того, актер смог продемонстрировать вокальный талант: в ленту включили песню в его исполнении «От людей на деревне не спрятаться». Роль жены Матвея должна была исполнить Нонна Мордюкова, однако в итоге Ларису сыграла Светлана Дружинина. Фильм принес популярность молодым актерам. Позднее в интервью и Дружинина, и Тихонов неоднократно говорили слова благодарности Ростоцкому.

    С конца 60-х Вячеслав Васильевич начал появляться на экранах в образах настоящих русских интеллигентов. Первой в этом ряду можно назвать роль учителя истории в лирическом фильме «Доживем до понедельника», где артисту вновь довелось поработать со Станиславом Ростоцким. Сценарист картины Георгий Полонский признавался, что не видел Тихонова в образе Ильи Мельникова: он казался ему «слишком красивым и благополучным для своего любимого героя», а Полонскому «хотелось героя непривлекательного внешне, с каким-то душевным надломом».

    Сам актер также рассказывал, что не хотел сниматься в этой роли, но Ростоцкий сумел сделать так, что Тихонов раскрылся, продемонстрировал нужную для персонажа глубину и надрыв. Фильм дал старт молодым артистам Ольге Остроумовой, Игорю Старыгину и Ольге Жизневой.

    Ряд «аристократичных» образов Тихонова продолжил князь Андрей Болконский в картине «Война и мир» Сергея Бондарчука. Князем актер стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой, которая тепло к нему относилась. Но, по словам Вячеслава Васильевича, эта роль за четыре года съемок опустошила его, потому что пришлось входить в образ человека, во многом непонятного ему.

    Следующие годы оказались звездными в карьере актера. Оглушительная и громкая слава обрушилась на него после выхода 12-серийной ленты Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», где Вячеслав Васильевич появился в образе Штирлица — разведчика Максима Максимовича Исаева. Премьера ленты состоялась в августе 1973-го. Год стал триумфальным в биографии артиста.

    Над ролью Штирлица Тихонов работал в столичном аэропорту Внуково. Актер утверждал, что в ночном зале ожидания ему лучше думается. По неподтвержденным данным, в одну из таких ночей у него родилось предложение вставить в картину эпизод встречи Исаева с женой.

    Картина принесла славу всем участникам съемочного процесса. Зрители боготворили Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева и других артистов. Сам же Тихонов для многих теперь стал именно Штирлицем и не кем иным. Роль, ставшая большой творческой удачей и принесшая актеру всенародную любовь, сделала его заложником образа. Вячеслав Васильевич не любил о ней говорить. А выпуск весной 2009 года цветной версии фильма 81-летний артист воспринял резко негативно, ведь Лиознова изначально задумала снимать ленту черно-белой.

    Вячеслав Тихонов и его сын
    Вячеслав Тихонов и его сын / «ВКонтакте»

    В конце семидесятых Тихонов стал телевизионным голосом генсека в документальной трилогии «Малая земля» по воспоминаниям Л. И. Брежнева. Желание слышать эти мемуары именно в исполнении Тихонова исходило от самого Леонида Ильича.

    В 1977-м на экраны вышла картина «Белый Бим Черное Ухо» Станислава Ростоцкого, ставшая одной из самых пронзительных картин не только в творчестве режиссера, но и в советском кинематографе в целом. Вячеслав Васильевич, уже успевший сняться в пяти фильмах мастера, получил здесь главную роль писателя-пенсионера Ивана Ивановича, проживающего в квартире вместе с преданным другом — псом необычного окраса.

    События, разворачивающиеся на глазах у зрителей, поражали драматическими перипетиями. После выхода ленты на советские экраны ее выдвинули на премию «Оскар» в 1979-м. Однако работа Ростоцкого уступила место французской ленте «Приготовьте ваши носовые платки». Ранее «Советский экран» назвал «Белого Бима...» лучшим фильмом года, а игра Вячеслава Васильевича была удостоена Ленинской премии.

    Российский кинематограф

    Конец 80-х — 90-е годы стали для Тихонова тяжелыми. Крах идеалов, которые определяли течение всей его жизни, и смена идеологии оказались слишком большой психологической нагрузкой для актера. В этот период у него не было таких ярких ролей, как раньше.

    И это не свидетельство того, что его перестали ценить как артиста. Скорее, отсутствие значимых работ в тот период говорило о том, что Вячеслав Васильевич сам перестал ценить кинематограф как часть идеологии. По словам Сергея Соловьева, артист не смог принять новое время, он даже отказался вести актерскую мастерскую во ВГИКе.

    Финал 80-х был отмечен выходом на экраны драматической двухсерийной ленты «Любовь с привилегиями», в которой Тихонов и Любовь Полищук блестяще передали дух эпохи перестройки. Тихонов перевоплотился в высокопоставленного пенсионера Кожемякина.

    Любовь Полищук и Вячеслав Тихонов
    Любовь Полищук и Вячеслав Тихонов / кадр из фильма «Любовь с привилегиями»

    В постперестроечные годы Вячеслав Васильевич снимался не так уж много и преимущественно во второстепенных ролях. Он появился в драме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», в сериале Дмирия Астрахана «Зал ожидания», в картине «Берлинский экспресс». Но прежнего удовлетворения от работы на съемочной площадке, по словам биографа Наталии Корнеевой, он больше не получал, перемены в обществе вызывали у артиста сильнейший дискомфорт. Он отказывался от многих предлагаемых ролей, не желая играть проворовавшихся шулеров, коррупционеров-депутатов и спившихся генералов.

    Только в 1998 году в карьере народного артиста случилась роль, которая пришлась ему по сердцу. В фильме-гротеске «Сочинение ко Дню Победы», снятом режиссером Сергеем Урсуляком, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов и Михаил Ульянов сыграли ветеранов-фронтовиков, которых не устраивала действительность современной «новой России» и они улетели куда глаза глядят на самолете. Вячеслав Васильевич этой ролью выразил свое отношение к текущему положению вещей и общественному строю.

    Еще один яркий образ — роль Тихона в фильме по роману Федора Достоевского «Бесы». Последним выходом актера на телевизионные экраны стал фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви», в котором он сыграл Бога.

    Вячеслав Васильевич был яркой личностью, высочайшим профессионалом. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат нескольких премий государственного значения, кавалер множества орденов в обычной жизни был простым, без звездных замашек, человеком. Актеру посвящен документальный фильм его близкого друга, кинорежиссера Станислава Ростоцкого «Профессия — киноактер». На киногероях Тихонова выросло целое поколение, и они восхищают зрителей и сегодня.

    Личная жизнь

    Вячеслав Тихонов не любил излишнего внимания к своей личной жизни и всегда старался держать эту сторону биографии в тени, подальше от посторонних глаз. Тем не менее коллеги и биографы поведали журналистам о нескольких женщинах, сыгравших в жизни Вячеслава Васильевича ключевую роль. Его романы стали достоянием гласности, ведь звезде невозможно скрыть их от миллионов поклонников.

    По некоторым сведениям, первой любовью великого артиста была Юлия Российская, с которой он познакомился в школьные годы. Поговаривают, что их близкие отношения длились три года, а дружеские — всю жизнь.

    Но женился Тихонов не на Юлии, а на Нонне Мордюковой, с которой познакомился во ВГИКе, а потом и снялся в «Молодой гвардии». Брак был зарегистрирован еще в студенческие годы. Нонна Викторовна была женой артиста 13 лет и родила ему сына Володю. Владимир Тихонов, к сожалению, прожил недолгую жизнь и скончался в возрасте 40 лет, виной этому оказалось пагубное пристрастие к наркотикам и алкоголю.

    Расставание с Мордюковой было целиком в духе Вячеслава Васильевича — интеллигентным и без лишних скандалов. Пара распалась, по одним сведениям, из-за измены супруги, по другим — влюбился сам Тихонов. Объектом его любви оказалась красавица актриса из Риги Дзидра Ритенберга. Их роман, поговаривают, длился четыре года, но Дзидра предпочла Вячеславу его коллегу Евгения Урбанского, за которого и вышла замуж.

    Вячеслав Тихонов и Тамара
    Вячеслав Тихонов и его жена Тамара / «ВКонтакте»

    Второй женой артиста стала переводчица Тамара Ивановна, которую он повстречал на озвучивании французского фильма «Мужчина и женщина», а во время работы над картиной «Доживем до понедельника» состоялось их бракосочетание. В этих отношениях Вячеслав Тихонов провел 42 года своей жизни. У супружеской пары родилась дочь Аня, которая после получения диплома ВГИКа стала актрисой и продюсером. Анна Тихонова подарила отцу двоих внуков — близнецов Вячеслава и Георгия.

    В последние годы великий актер жил на своей даче на Николиной Горе, избегая шумного общества. Журналисты прозвали его «великим отшельником» из-за нежелания общаться с прессой и невыездного образа жизни. Лучшие друзья артиста давно ушли из жизни, и Вячеслав Васильевич в одиночестве коротал время у телевизора, пересматривая свои работы в кино и погружаясь в прошлое.

    Болезнь и смерть

    Актер, который каждой своей ролью дарил людям частичку себя и своего сердца, умер в возрасте 81 года именно из-за неполадок с сердцем. В 2002 году Тихонов перенес инфаркт миокарда, в 2007-м был госпитализирован в больницу из-за жалоб на боли.

    В конце ноября 2009-го артист был доставлен в Центральную клиническую больницу, где ему провели операцию на сердечных сосудах. Операция была сделана успешно, врачи отмечали тенденцию к улучшению состояния, но у пациента неожиданно отказали почки, затем к искусственной вентиляции пришлось подключить легкие.

    4 декабря 2009 года Вячеслав Васильевич Тихонов скончался, причиной смерти стали отказавшие органы. По мнению лечащего врача артиста, свою роль сыграло и одиночество, и отсутствие должного ухода.

    Похороны народного артиста СССР состоялись 8 декабря 2009 года. Тихонова отпевали в храме Христа Спасителя. По некоторым сведениям, Вячеслав Васильевич завещал похоронить его в одной могиле с сыном Владимиром на Кунцевском кладбище, но тело предали земле на Новодевичьем кладбище, рядом с Олегом Янковским.

    В самом конце мая 2013-го на могиле артиста установили величественный монумент работы скульптора Алексея Благовестнова. После смерти отца Анна Тихонова нашла в его загородном доме большую коробку с письмами, дневниками и непроявленными фотопленками. Находка легла в основу документального фильма «Разговор по душам», вышедшего на экраны в 2014 году. Продюсером ленты стала дочь артиста.

    Фильмография

    Интересные факты

    1. Имя «Вячеслав Тихонов» присвоено научно-исследовательскому судну геофизической разведки.
    2. Сергей Бондарчук видел в роли князя Болконского в «Войне и мире» Иннокентия Смоктуновского. После его отказа роль предложили Олегу Стриженову, но тот был занят в другой киноленте и тоже отказался. Тогда Екатерина Фурцева предложила Бондарчуку кандидатуру Тихонова.
    3. В молодости на руке Тихонова появилась татуировка в виде имени Слава. В течение последующей жизни артист тщательно скрывал ее на съемках.
    4. Вячеслав Васильевич оказался страстным футбольным болельщиком команды «Спартак». Кроме того, актер увлекался зимней рыбалкой. Любимым литературным произведением артиста стал роман Л. Н. Толстого «Война и мир», а любимым фильмом — «Большая жизнь».
    5. На съемки в ГДР Вячеславу Тихонову пришлось взять сто белых рубашек, так как костюмера за границу в целях экономии бюджета не взяли, а стирать было некому.
    6. В раскрашенной версии фильма «Семнадцать мгновений весны» цвет глаз Тихонову сделали карим, в то время как у самого актера был редкий синий цвет. Многие зрители выразили недовольство такой ошибочной деталью при колоризации.