Биография
Эра Зиганшина — советская и российская актриса театра и кино, в 2005 году ставшая народной артисткой России. Эра Гарафовна сыграла множество ролей в театрах Санкт-Петербурга, Москвы и Кишинева, как сценическая актриса находится в первом ряду лучших представителей современного российского театрального искусства.
Детство и юность
Эра Гарафовна родилась и выросла в Казани в семье инженеров. Необычное имя ей выбрал отец. Так как дочь родилась во время войны, он хотел записать ее в паспортном столе Воэрой, что означало бы «военная эра», но по просьбе матери девочки он использовал только вторую половину слова. Позднее актриса отмечала, что многим сверстникам нравилось звучание ее имени, но не обошлось и без курьезов: в школе одноклассники дразнили ее Эпохой.
Эра с детства была увлекающейся натурой и периодически загоралась то одним, то другим видом творчества, но так же быстро остывала. Девочка занималась лыжным спортом, моделированием одежды, коллекционированием фото знаменитых актрис.
Единственное увлечение, которое она реализовала полностью, — это игра на скрипке, чему она обучилась в музыкальной школе. В старших классах Зиганшина решила стать актрисой по примеру своих кумиров — Любови Орловой и Изольды Извицкой.
Родители были категорически против и запретили дочери поступать в театральный вуз. Девушку даже заперли в квартире, но Эра тайком сбежала и отправилась в Москву. Она сдавала вступительные экзамены сразу в несколько учебных заведений, но везде ее ждал отказ.
Разочарованная Зиганшина вернулась в Казань и долго болела из-за нервного срыва. Но уже в следующем году сумела преодолеть барьер творческого конкурса и стала студенткой Театрального училища имени Бориса Щукина, где обучалась у Анатолия Борисова. Однокурсницами Эры были Марианна Вертинская, Наталья Селезнева, Инна Гулая. Родители так и не смирились с выбором профессии и финансово дочери не помогали — студентка жила только на небольшую стипендию.
Впрочем, окончить этот вуз ей не удалось. Однажды она увидела на сцене выступление труппы Ленинградского Большого драматического театра, студией которого руководил Георгий Товстоногов. Начинающая артистка забрала документы из «Щуки» и переехала в Северную столицу, чтобы совершенствоваться у знаменитого мастера.
Эра окончила студию Товстоногова при БДТ. Она планировала закрепиться в труппе театра, но режиссер не оставил ее. Для девушки решение мастера стало ударом, но по характеру Зиганшина не из тех, кто сдается.
Театр
В 1965 году Зиганшину приняли в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. В течение пяти лет актриса ярко исполняла роли в «Трехгрошовой опере» Бертольта Брехта, «Утиной охоте» Александра Вампилова и других постановках.
Если в студии Зиганшина научилась вести себя на сцене, то Театр им. Ленинского комсомола воспитал и закалил ее как личность, стал настоящей школой жизни, ведь туда на культурную программу приводили учащихся из ПТУ и солдат:
«Гогот, катаются бутылки, номерки летят или вдруг возникает очаг конфликта, а ты в это время играешь».
Но даже такой зал актрисе удавалось заставить реагировать.
В 1970 году Эра Гарафовна на один сезон переехала в столицу Молдавии, где она играла в Русском драматическом театре. Но той отдачи, которую она получала от работы в Ленинграде, в Кишиневе она не испытала, поэтому вернулась в родные стены и продолжила выступать на сцене Театра им. Ленинского комсомола.
Возвращение было ошеломляющим: 30-летняя артистка идеально передала образ старухи Пилар в спектакле «По ком звонит колокол». Режиссер постановки Геннадий Опорков назвал игру Зиганшиной высшим пилотажем. После смерти мэтра она покинула театральный коллектив и ушла в Театр комедии.
В конце 80-х годов актриса переехала в Москву и служила в театре «У Никитских ворот», столичном ТЮЗе, Театре Романа Виктюка. Как утверждает артистка в интервью, до этого периода творческой биографии она считала себя исключительно психологической исполнительницей, после него поняла, что может играть все.
В XXI веке Эра Гарафовна вновь возвратилась в Театр им. Ленинского комсомола, который к тому времени уже назывался Театр-фестиваль «Балтийский дом». И снова ее ждал грандиозный успех. За главную роль в нашумевшем спектакле «Похороните меня за плинтусом» она стала лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за 2008 год.
В конце 2011 года Зиганшина вновь сменила сцену и вошла в труппу Александринского театра. Ее дебютом стал спектакль Валерия Фокина «Литургия ZERO» по роману Федора Достоевского «Игрок».
В 2017-м в репертуар артистки вошла постановка «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», режиссера Виктора Рыжакова. А через три года актриса участвовала в интерактивном спектакле «Театр у аппарата», который вышел в рамках нового онлайн-проекта «Другая сцена».
Зиганшина в интервью признается, что ее много раз приглашали заняться преподаванием. Но по ее мнению, актерскую и преподавательскую профессии совмещать невозможно.
Сейчас артистка продолжает служить в Александринском театре. Но кроме него в 2021-м исполнительница сотрудничала с «Приютом комедианта» (драма «Старомодная комедия») и Театром комедии им. Николая Акимова (комедия «Амазонки»).
В ноябре 77-летнюю актрису из Александринского театра забрала скорая помощь. Перед спектаклем «Литургия Zero» самочувствие Эры Гарафовны ухудшилось. Чтобы не рисковать, постановку отменили.
Фильмы
Кинодебют Эры Гарафовны состоялся в 1967 году. Она сыграла маленькую разбойницу в фильме-сказке «Снежная королева». Детская картина была отмечена большим количеством наград на кинофестивалях и вошла в золотой фонд советского кинематографа. Любопытно, что на съемочной площадке артистка оказалась случайно. Ей дал пропуск коллега по театру Николай Боярский, и Зиганшина, воспользовавшись шансом, убедила режиссера отдать эту роль ей, хотя уже была утверждена другая актриса.
После феноменального успеха «Снежной королевы» Эре Гарафовне стали предлагать однотипные роли, которые были как бы продолжением ее первого киноперсонажа.
Но после успешного дебюта она ощутила себя будущей кинозвездой. Зиганшина отказывалась от большого количества ролей, поскольку не хотела играть школьниц или девушек на заводе, ждала достойного предложения — «персонажа на все времена».
В итоге ее перестали приглашать, хотя несколько работ этого времени в ее фильмографии оказались достойными внимания зрителей. Это роль в экранизации по пьесе Максима Горького «Перед бурей», где Зиганшина появилась в основном актерском составе рядом со звездами своего времени — Эммой Поповой и Николаем Симоновым. За этот образ Эра Гарафовна удостоилась первой актерской премии в своей карьере.
Через восемь лет артистка снова напомнила о себе любителям кино, когда появилась в роли добродушной и привлекательной Урсулы в музыкальной комедии «Небесные ласточки» по оперетте французского композитора Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш». Звездный состав фильма, где снимались Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, не испугал Зиганшину, к этому времени она уже сама была состоявшейся театральной актрисой.
В целом кинематограф не привлек артистку так, как театр, в котором она чувствовала отдачу зала. Каждый выход на сцену превращался в борьбу со зрителем, в которой не всегда победа оставалась за актером. А на киносъемках все было по-другому:
«Для меня это было как личное оскорбление: почему это никто не застыл и не смотрит, как потрясающе я играю?»
Снова вернулась на большой экран Зиганшина только в 90-х годах. Своим возвращением она обязана режиссеру Сергею Снежкину, пригласившему ее в социально-психологический триллер «Невозвращенец», предсказавший политические события 1991 года и развал СССР. Лента получила специальный приз жюри на международном кинофестивале в итальянском Сан-Себастьяне.
Гораздо больше она стала сниматься в XXI веке. На ее счету роли в самых знаменитых криминальных драмах — «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», а также в популярном мистическом триллере «Черный ворон».
В 2010-х в фильмографии артистки появились мелодраматические сериалы, например «Семейный альбом» или «Лучше не бывает», где ее партнерами по съемочной площадке стали Марина Коняшкина, Ирина Пегова, Дмитрий Шевченко.
В 2020-м актриса появилась на экране в приключенческом сериале «Андреевский флаг». Проект можно назвать уникальным, ведь съемки проходили на кораблях и подводных лодках военных баз ВМФ, в ленту вошли кадры настоящих военных учений субмарин, а в качестве массовки задействовали военных. Костюмы для героев разработал кутюрье Валентин Юдашкин.
В 2021-м фильмографию Эры Гарафовны пополнил рейтинговый сериал «Медиум» — это российская адаптация одноименного американского хита NBC, получившего номинации на «Золотой глобус» и «Эмми». Зиганшина сыграла одну из главных ролей, а ее коллегами по съемочной площадке в этом проекте стали Мария Порошина, Павел Трубинер, Сергей Степанченко.
Личная жизнь
В любви, как и в искусстве, Зиганшина оставалась свободолюбивой. В молодости официальным мужем Эры Гарафовны был советский актер и режиссер Владимир Головин, в браке с которым она родила сына и дочь. Семья просуществовала недолго и после совместного переезда в Кишинев распалась.
Старших детей актриса в театральную среду не допустила, сознательно не прививая им любовь к сцене. А вот младший сын Владимир, рожденный от актера Театра им. Ленинского комсомола Владимира Рожина, как и его родители, хотел пойти по актерской стезе, позднее попробовал себя в режиссуре. Но он так и не реализовался в кинематографе, поэтому нашел себя в журналистике.
Со вторым супругом Эру Гарафовну разлучила смерть. После ухода возлюбленного актриса наладила общение с первым супругом, который долгие годы таил обиду на нее из-за решения о разводе. Получилось подружиться с женой Головина Верой Бровкиной. А сам Владимир помог экс-супруге построить дачу.
Сейчас Зиганшина в интервью никогда не рассказывает о личной жизни, для нее это табу:
«Мне не нужен такой интерес. Просто я чего-то не сделала, чего-то не показала, раз возникает другого толка интерес».
По этой причине она отказывается от приглашений на телевизионные ток-шоу.
Эра Зиганшина сейчас
К 200-летию со дня рождения Александра Островского на сцене Театра им. Н. П. Акимова состоялась премьера спектакля «Лес», поставленного по одноименному произведению писателя. Роль помещицы Гурмыжской исполнила Эра Гарафовна. Специально для этого спектакля художник Александр Орлов воссоздал на сцене настоящий дремучий лес, ставший, по мнению публики, отдельным героем произведения.
При своей любви к живому действию Зиганшина продолжала актерскую карьеру. Ее кинематографическая копилка пополнялась разнообразными второстепенными образами. А в 2023 году она снималась в проекте дебютантки Светланы Самошиной «Край надломленной луны». Вместе с ней центральных героев драмы сыграли Виктория Толстоганова, Анна Шепелева и Артем Быстров.
В феврале 2024 года зрители увидели артистку на экране телеканала «Россия-1» в 2-м сезоне сериала «Анна медиум», в котором она исполнила одну из главных ролей.
Фильмография
- 1966 — «Снежная королева»
- 1976 — «Небесные ласточки»
- 1991 — «Невозвращенец»
- 1998 — «Цветы календулы»
- 2000 — «Бандитский Петербург-2»
- 2001-2005 — «Черный ворон»
- 2007 — «Антонина обернулась»
- 2008 — «Гуманоиды в Королеве»
- 2014 — «Контуженый, или Уроки плавания вольным стилем»
- 2015 — «Синдром Петрушки»
- 2015 — «Между нами, девочками!»
- 2015 — «Семейный альбом»
- 2016 — «Отель последней надежды»
- 2018 — «Один день лета»
- 2018 — «Петербург. Любовь. До востребования»
- 2019 — «Последствия»
- 2019 — «Почти семейный детектив»
- 2020 — «Андреевский флаг»
- 2020 — «Бывшие-3»
- 2020 — «Счастье в конверте»
- 2021 — «Медиум»
- 2021 — «Старушки в снегах»
- 2022 — «Бывшие. Happy end»
- 2023 — «Край надломленной луны»
- 2024 — «Анна медиум – 2»
Интересные факты
- Артистка занималась озвучиванием анимационного фильма «Приключения в Изумрудном городе» (1999) — ее голосом говорит Тотошка.
- Зиганшина очень серьезно относится к неписаным театральным законам, например нельзя пробегать между артистом и сценой.
- Впервые на сцене театра актриса выступила во втором классе: всю группу из музыкальной школы взяли в детский хор в оперу «Кармен».