Биография
Актриса Марина Игнатова, редко дающая интервью и называющая себя молчуньей, в молодости восхищалась многими актерами. Она посещала репетиции Анатолия Эфроса, не пропускала ни один спектакль с Татьяной Дорониной и Инной Чуриковой и испытала огромное потрясение от встречи с Екатериной Васильевой. В списке ее любимых имен оказались также Алиса Фрейндлих, Зинаида Славина, Ольга Яковлева и Лидия Сухаревская.
Детство и юность
Будущая народная артистка России родилась 19 марта 1956-го в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород) в семье врачей. Несмотря на то что девочка любила школьные вечера и обожала читать стихи Александра Блока и Марины Цветаевой, она не занималась в самодеятельности, а увлекалась фехтованием и собиралась пойти по стопам родителей. Перед поступлением в медицинский институт девушка посещала репетитора, случайно решившего ее судьбу.
«И вот мы сидим, какие-то задачи по физике решаем, а я все стихи читаю. Мне задачки решать, а я — стихи. И репетитор говорит: "Марин, иди в артистки!" Я отправилась в Москву, в Школу-студию МХАТ, но меня не взяли, сказали: истеричная она какая-то, странная… Тогда я вернулась в Горький и поступила в Горьковское театральное училище», — вспоминала актриса.
В Горьковском театральном училище студентка оказалась на курсе Валерия Соколоверова, а через несколько лет вновь приехала в Москву, где пробилась в ГИТИС и попала под крыло Андрея Гончарова.
Андрей Александрович часто приобщал к постановкам Театра имени Владимира Маяковского подопечных, и эта участь постигла и Игнатову. На втором курсе после продемонстрированного ею отрывка из «Фантазий Фарятьева» режиссер ввел Марину вместо уволившейся Светланы Мизери на роль жены в «Она в отсутствие любви и смерти» и предложил сыграть Лидию Варавку в «Климе Самгине», в образе которой она смогла блеснуть только через два года.
По окончании вуза выпускница решила подыграть подруге Ирине Серовой, отправившейся показываться в «Ленком», но в итоге Марк Захаров взял именно ее. Дебютным спектаклем дочери медиков должны были быть «Виндзорские проказницы» с героиней миссис Пейдж, но в итоге им стала «Дорогая Памела», где она заменила заболевшую Елену Фадееву.
Театр
В труппе «Ленкома» Игнатова состояла вплоть до своего переезда в Северную столицу, успев за это время вписать в биографию спектакли «Проводим эксперимент», «Встречи на Сретенке», «Диктатура совести», «Мудрец» и «Чайка».
«Когда я покидала Москву, то думала, что у меня все вообще может закончиться как у актрисы, а не начаться. Я ехала в никуда. Просто ехала за мужем. Не могу сказать, что в столице у меня все интересно складывалось, я подумала: а что, собственно, теряю? Ролей в "Ленкоме" было мало, поддерживался дух конкуренции. На роль Маши в "Чайке" были назначены четыре актрисы (если не пять!), включая меня», — вспоминала народная артистка России.
Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова Марина Октябрьевна полюбила еще в молодости, когда труппа приезжал на гастроли в ее родной город, а в 1998-м Кирилл Лавров, увидев актрису в «Чайке», пригласил ее в БДТ. Там она дебютировала в роли Любови Раневской в «Вишневом саде», сыграла Раису Гурмыжскую в «Лесе» и справилась с расиновской Федрой, принесшей ей первый «Золотой софит».
В дальнейшем копилка наград артистки пополнилась вторым «Золотым софитом» в номинации «Лучший актерский ансамбль» в первых двух эпизодах «Трех толстяков», Международной премией Константина Станиславского, памятной медалью «150-летие А. П. Чехова» за личный вклад в развитие драматического искусства, специальной премией жюри «Золотой маски» в составе актерского ансамбля «Пьяных» и независимой актерской премией имени Владислава Стржельчика.
Знаменитость, награжденная орденом Дружбы и специальным призом экспертного совета «Золотого софита», охотно сотрудничала и с другими храмами Мельпомены. Например, с «Приютом комедианта» («Гамлет», «Преступление и наказание»), «Русской антрепризой» имени Андрея Миронова («Малые супружеские преступления») и Александринкой («Живой труп», «Гамлет», «Чайка»).
Кино
Кинематографическая карьера началась у актрисы в 1982-м, когда она снялась в главной роли в «Доме, который построил Свифт» Марка Захарова. Следующее перевоплощение в центрального действующего персонажа ждало ее в 1993-м в «Лабиринтах любви», а затем в 2007-м в «Дюжине правосудия».
Поклонники криминального детектива «Ментовские войны» знают ее как Татьяну Кожурину, прошедшую путь от следователя прокуратуры и адвоката до федерального судьи, а социальной драмы «Самозванцы» — как сестру Леонида Бельского в исполнении Игоря Костолевского. Она появлялась в десяти из двенадцати серий мелодрамы «Бывшая жена», показанной на Первом канале, и засветилась в «Улицах разбитых фонарей», «Тайнах следствия», «Агенте особого назначения» и «Вороне».
2020-й пополнил фильмографию Игнатовой «Хорошим человеком» Константина Богомолова, в основу сценария которого легла реальная история «ангарского маньяка» Михаила Попкова, а 2021-й — лентой «Скажи ей» Александра Молочникова, отмеченной на Seattle International Film Festival. Летом 2022-го на Московском международном кинофестивале состоялась премьера «Петрополиса» с участием актрисы.
Личная жизнь
Марина Игнатова, как уже упоминалось выше, уехала в Санкт-Петербург вслед за мужем Александром Беляевым (в паспорте у нее значится фамилия супруга), большим фанатом этого города. У пары нет детей, но это не омрачило их счастливую личную жизнь.
Избранник актрисы, которая поддерживает связь с поклонниками посредством страницы в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где публикует заметки и собственные фотографии, уже не занимается музыкой, хотя в прошлом играл на гитаре в таких группах, как «Гуманоиды», «Озеро», «Телевизор», Nautilus Pompilius и «Колибри».
После ухода из последнего коллектива он, по его словам, что только не делал: шил рабочую одежду, продавал продукты питания, был агентом, работал снабженцем и заместителем директора комбината по выпуску детского питания, отвечал за рекламу и политический пиар в телекомпании «ВИД» («за самоуправство» Александр Любимов отправил его на дочернее предприятие, в агентство интеллектуальной собственности), а в середине нулевых думал об организации строительной фирмы.
Марина Игнатова сейчас
Марина Октябрьевна продолжает верой и правдой служить родному БДТ, выходя на его основную (первый, второй и седьмой эпизоды «Трех толстяков», «Гроза») и вторую сцены («Калека с острова Инишмаан» и «В поисках утраченного времени: Сюжет(ы). Часть вторая») и сотрудничая с другими культурными центрами.
При этом она успевала сниматься в кино. В 2023-м с ее участием состоялась премьера сериала «Фандорин. Азазель» и готовились к выходу «Водоворот» и «Кукольный дом».
Фильмография
- 1982 — «Дом, который построил Свифт»
- 1993 — «Лабиринт любви»
- 1998 — «Самозванцы»
- 2004–2013 — «Ментовские войны»
- 2007 — «Дюжина правосудия»
- 2013 — «Бывшая жена»
- 2018–2022 — «Ворона»
- 2020 — «Хороший человек»
- 2021 — «Скажи ей»
- 2022 — «Петрополис»
- 2023 — «Фандорин. Азазель»
Интересные факты
- В числе любимых авторов женщины оказались Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Иван Гончаров, Федор Тютчев, Иван Бунин, Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсиа Маркес, Уильям Фолкнер и Томас Манн.
- Сейчас у Игнатовой нет роли мечты, хотя раньше она грезила о Катерине в «Грозе».
- Для знаменитости работа актера — это возможность узнать себя. Народной артистке России «интересно заниматься своей душой через материал», ведь он открывает в ней что-то новое.
- К любимым кинорежиссерам актриса отнесла Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Бертрана Блие, Райнера Вернера Фассбиндера, Фолькера Шлёндорфа, Йоса Стеллинга, интересуясь и фильмами Бернардо Бертолуччи, Педро Альмодовара и Анджея Вайды.