Биография
Народный артист Российской Федерации Сергей Маковецкий — один из немногих российских кино и театральных артистов, снискавших признание и за рубежом. Этого актера называют гуттаперчевым, мягким и податливым как пластилин. Ему по силам роли в любых жанрах, он естественен во всех амплуа. В образе рафинированного интеллигента мужчина смотрится так, словно вырос в семье потомственных аристократов, а в роли бандита он — дитя подворотен и трущоб.
Детство и юность
Сергей Маковецкий родился под знаком зодиака Близнецы 13 июня 1958 года на окраине Киева. Здесь, в дачном поселке Дарница на берегу Днепра, прошло его детство. Сережу воспитала мама — отец оставил семью за пару месяцев до рождения сына. В 16 лет, получая паспорт, Сергей взял мамину фамилию, сохранив в память об отце разве что отчество — Васильевич.
Мама позаботилась, чтобы сын получил все, что имели ровесники. Мальчик рос разносторонне развитым: пел в хоре, играл на ударных инструментах, катался на коньках, ходил в бассейн. Подростком он увлекся водным поло и метил во взрослую сборную, но мама идею сына уйти в большой спорт отвергла.
К актерству Маковецкого подтолкнула рука судьбы, которой выступила учительница английского: женщина приобщила ученика к миру театрального искусства в принудительном порядке. В 8-м классе по настоянию преподавателя Сергей сыграл Несчастливцева в спектакле «Лес». Первое впечатление от выхода на школьную сцену — дикий страх, второе — счастье и упоение от игры. Парень даже забыл о зрителях.
Желание выучиться после школы на врача улетучилось. Маковецкий, едва получив аттестат зрелости, отправился в Киевский театральный институт. По одной информации, парень засыпался на сочинении, по другой — не оказалось мест.
Сергей устроился в Театр имени Леси Украинки на техническую должность, но через год поехал покорять Москву. В ГИТИСе будущий артист слишком выразительно прочитал Константину Райкину стихи Константина Симонова, но мэтр громогласного киевлянина не дослушал, вынеся уничижительный вердикт и дав совет не тешить себя напрасными надеждами. Однако не в характере юноши было сдаваться после первой неудачи. Абитуриент отправился в другие театральные вузы.
Надежд не оправдал и Олег Табаков, к которому Маковецкий вскоре попал на экзамен. Нет, Олегу Павловичу монолог булгаковского Лариосика в исполнении юноши понравился, но скорая перспектива армейской службы, на которую Сергей вот-вот должен был отправиться, заставила педагога сказать «нет».
«Да» Маковецкий услышал в Щукинском училище. Сергея приняли на курс Аллы Казанской. От армии талантливый притворщик успешно откосил: призывная комиссия увидела в исполнении артиста спектакль под названием «мигрень». Аплодисментов не последовало, но белый билет вручили.
Театр
После окончания училища в 1980 году Сергей по распределению попал в Театр имени Евгения Вахтангова. Дебютировал в постановке «Старинные водевили», но главные роли его обходили — актеру до конца 80-х доверяли только эпизоды.
Перелом в творческой биографии случился в 1989 году. За роль китайца Херувима в спектакле «Зойкина квартира» Маковецкому вручили премию фестиваля «Московская театральная весна».
В 1990 году актер познакомился с Романом Виктюком, который ставил пьесу в Театре имени Вахтангова. Молодой талант сразу же приглянулся режиссеру, и, хотя тогда Маковецкого в постановке не задействовали, Роман Григорьевич пригласил Сергея играть в собственном театре.
На 7 лет Маковецкий стал ведущим актером в театре Виктюка, играя там главные роли Дмитрия Шостаковича в пьесе «Уроки мастера», Ильи в «Рогатке», Валерио в эксцентричной постановке «Любовь с придурком». Благодаря гастролям театра о таланте российского артиста узнали за рубежом. Участие в спектаклях Романа Григорьевича спровоцировало слухи о нетрадиционной ориентации Сергея Маковецкого, но никакой подоплеки под собой эти домыслы не имели.
По некоторым сведениям, режиссер и актер рассорились, и их сотрудничество прекратилось. Название последнего спектакля у Виктюка, в котором Маковецкому досталась роль, — «Я тебя больше не знаю, милый» — оказалось пророческим.
После ухода от Романа Григорьевича Сергей разъезжал по стране с антрепризами, был задействован в спектаклях Гарольда Пинтера «Коллекция» и «Любовник», а на вахтанговских подмостках играл Яго, Тригорина и Городничего.
В дальнейшем актер сотрудничал с другими столичными театрами и режиссерами, продолжая при этом работать в Театре имени Е. Вахтангова. В 2011 году артист удостоен премии «Кумир». Об этом и многом другом он рассказал в программе Владимира Познера.
На этой сцене Сергей сыграл в двух десятках спектаклей. Зрители с упоением наблюдали за игрой артиста в пьесах «Мистерия-Буфф», «Роза и крест», «Дядя Ваня». Такие постановки, как «Амфитрион», где партнерами Маковецкого выступили Максим Суханов, Мария Аронова, были показаны по телевидению.
В нашумевшем спектакле «Евгений Онегин» Римаса Туминаса Маковецкий сыграл главного героя, а во втором составе эту же роль исполнил Алексей Гуськов. Позднее Сергей Васильевич появился в образах Аргана в спектакле «Мнимый больной» и Тараса Хлынова в пьесе Александра Островского «Горячее сердце».
В качестве приглашенной звезды Сергей Маковецкий вышел на сцену «Современника», сыграв Генри Хиггинса в «Пигмалионе», а в столичном ТЮЗе он предстал в образе Коврина в постановке «Черный монах».
Летом 2018 года актер отметил 60-летний юбилей на сцене родного театра. В этот день Маковецкий появился в главной роли в спектакле по Антону Чехову «Дядя Ваня».
Очередной успех на сцене случился у Сергея Маковецкого в декабре 2019 года. Он стал исполнителем главной роли в спектакле «Папа». Это история жизни пожилого мужчины, его отношений с дочерью, которую на подмостках представила Марина Александрова. Премьера антрепризной постановки состоялась в Санкт-Петербурге, а затем пьеса была показа в МДТ имени Александра Пушкина. Об этом артист рассказал в эфире передачи «Вечерний Ургант».
Весна 2020 года внесла свои коррективы в работу Театра имени Евгения Вахтангова. В связи с закрытием всех развлекательных заведений столицы на период самоизоляции театральный коллектив, по словам Сергея Маковецкого, потерпел убытки минимум на 50 млн руб. Помимо этого, были сорваны гастроли в Южной Корее, Китае и городах России. Актер призвал правительство обратить внимание на проблему и помочь театрам.
В последующие годы, когда ограничения, вызванные пандемией коронавируса, оказались сняты, артист продолжил радовать театралов появлениями на сцене.
Фильмы с Сергеем Маковецким
Кинематографическая биография Сергея Маковецкого стартовала в конце 80-х. До этого, по словам актера, он «приходил к “Мосфильму” и стоял с голодными глазами». Дебютную роль в кино ему предложили на Одесской киностудии: Сергей Васильевич снялся в фильме «Экипаж машины боевой».
Первый громкий успех обрушился на Маковецкого в начале 90-х. «Крестным отцом» актера стал режиссер Владимир Хотиненко. В 1992 году Сергей Маковецкий снялся в его фильме «Патриотическая комедия» в роли интеллигента-отшельника Ильина.
В следующем году Хотиненко доверил талантливому киевлянину главную роль в философской притче «Макаров». Актер блестяще перевоплотился в провинциального поэта Макарова, по случаю купившего пистолет-«тезку». Оружие стало частью человека, вытеснив из жизни все остальное. За работу в этой криминальной мелодраме Сергея Васильевича отметили призами киноакадемия «Ника», кинофестивали «Киношок» и «Золотой овен». Артист появился на экране в компании Елены Майоровой, Ирины Метлицкой и Владимира Ильина. «Макаров» превратил Маковецкого в звезду российского кинематографа. Неожиданно для себя он стал одним из самых востребованных актеров постсоветского кино.
Режиссеры и кинокритики вдруг заметили, что за внешностью артиста просматривается некая ирреальность, завораживающая странность. Эти характеристики подтолкнули режиссера Вадима Абдрашитова дать Маковецкому главную роль в кинопритче «Пьеса для пассажира». Сергей Васильевич создал психологический образ бывшего судьи, ставшего проводником скорого поезда. В поездке герой Маковецкого встречает когда-то осужденного им пассажира.
Типаж артиста не раз подталкивал режиссеров использовать Маковецкого в ролях злодеев. «Линию зла» Сергей Васильевич начал в мелодраме Ивана Дыховичного «Прорва» и продолжил в трагифарсе Киры Муратовой «Три истории», где перевоплотился в опереточно нелепого убийцу, притащившего в котельную труп красавицы-соседки. Компанию ему составили Рената Литвинова и Олег Табаков.
Знаковым событием в карьере артиста стала драма Алексея Балабанова «Про уродов и людей», вышедшая на экраны в 1998-м. В ней Сергей Васильевич виртуозно сыграл Иогана, владельца ателье, специализирующегося на порнографических снимках. Мастерство перевоплощения оказалось настолько высоким, что его герой вызвал у зрителей испуг и отвращение. Образ этого антагониста прекрасно коррелировал с другим отрицательным персонажем — подручным Иогана Виктором Ивановичем (роль представил Виктор Сухоруков). Сотрудничество Маковецкого с Балабановым продолжилось — позднее актер появился в других фильмах режиссера
В 2000-м поклонники увидели Сергея в продолжении успевшего стать нашумевшим фильма «Брат». Во второй части, повествующей о новых приключениях Данилы Багрова (в исполнении Сергея Бодрова – младшего) уже не только в России, но и в Америке, Маковецкий сыграл роль крупного предпринимателя Валентина Белкина. На съемочной площадке артист вновь встретился с Сухоруковым.
Актеры пересеклись и в другом проекте Балабанова — криминально-комедийном боевике «Жмурки», сыграв, по сложившейся традиции, неоднозначных персонажей. Образ бандита Карона написан специально под Маковецкого. Сергей Васильевич, Григорий Сиятвинда и Анатолий Журавлев составили трио на манер Труса, Бывалого и Балбеса.
Сергей Васильевич оказался задействован и в резонансном фильме Балабанова «Груз 200». Самого артиста не было в кадре — Маковецкий озвучил роль Артема Николаевича Казакова, профессора научного атеизма, которого в ленте сыграл Леонид Громов.
Звездный статус и талант превратили артиста в одного из самых высокооплачиваемых среди коллег, но не испортили. Он был готов сниматься бесплатно, если роль ему интересна. Так, Маковецкий появился в короткометражной ленте Александра Велединского «Ты да я, да мы с тобой» потому, что в сценарии узнал судьбу двоюродного брата Юрия. В картине Маковецкий сыграл в тандеме с Владимиром Стекловым.
В 2004-м зрители увидели фильм-катастрофу Владимира Хотиненко «72 метра», рассказывающий об аварии на подводной лодке. Драма вышла на экраны спустя 2 года после трагедии с подлодкой «Курск» и не оставила равнодушным никого. Звездный ансамбль из Андрея Краско, Марата Башарова, Владислава Галкина говорил сам за себя.
Одной из самых любимых у публики стала роль Маковецкого в мегопопулярном сериале «Ликвидация», где он появился в колоритном образе бывшего «щипача» Фимы, друга главного героя Давида Гоцмана (Владимир Машков). В этой роли актеру пришлось заменить Краско, скончавшегося во время съемок.
Не обошел вниманием звезду и Никита Михалков. В драме «12» Сергей Маковецкий появился в касте, где каждое имя известно зрителям. Он сыграл одного из 12 присяжных, ученого-физика и протагониста. В 2010-м Михалков пригласил Сергея Васильевича в продолжение «Утомленных солнцем».
В фильмографии мэтра нашли место и международные съемки. В 2007-м поклонники увидели актера в метафорической драме нидерландского режиссера Йоса Стеллинга «Душка». Маковецкому досталась роль странного человека, который, познакомившись на кинофестивале со сценаристом Бобом, начинает буквально преследовать мужчину, не чувствуя личных границ. Сам режиссер отметил, что в образе, сыгранном Сергеем Васильевичем, воплотилось альтер-эго Боба, что герои — это «один и тот же человек, рацио и душа, голова и сердце. И поскольку голова с сердцем у многих не в ладу, Душка и Боб все время ссорятся».
Сотрудничество Маковецкого со Стеллингом продолжилось спустя несколько лет — артист снялся в картине Йоса «Девушка и смерть». Действие картины затронуло продолжительный отрезок времени, за который герои успели многое пережить. Сергей Васильевич представил в ленте уже постаревшего персонажа, а его молодую версию воплотил на экране Леонид Бичевин. Также в этом проекте, как и в «Душке», сыграла молодая талантливая актриса и модель Сильвия Хукс.
Особняком в списке работ Маковецкого выступила военная драма «Поп» Владимира Хотиненко, снятая под эгидой Московской патриархии. За работу в картине Русская православная церковь наградила артиста орденом святителя Иннокентия.
В 2015 году Сергей Васильевич снялся в драматическом сериале Сергея Урсуляка «Тихий Дон», сыграв Пантелея Мелехова. В 2017-м лента награждена «Золотым орлом», оценено и мастерство любимого миллионами актера: ХХI кинофестиваль «Виват кино России!» отдал Маковецкому пальму первенства, вручив приз за лучшую мужскую роль. Еще один аналогичный приз — от жюри кинопремии «Золотой орел».
Позднее завершились съемки сериала «Годунов», в котором звезда экрана предстала в образе царя Ивана Грозного. В числе прочих исполнителей главных ролей значатся Сергей Безруков, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Анна Михалкова. Похожим проектом оказалась картина «Грозный», где партнером Маковецкого по актерскому ансамблю стал Александр Яценко. Оба артиста перевоплотились в русского царя: Яценко — в молодого, Маковецкий представил его в зрелом возрасте.
Несмотря на обширную фильмографию, актер все еще иногда сталкивается с чем-то новым. Такой стала главная роль профессора в детективной ленте «Тайна Лилит», вышедшей на телеканале «Россия-1» в октябре 2021 года. Сергей поделился с поклонниками общими впечатлениями от мистического сериала, пообещав, что сюжет порадует неожиданными поворотами.
В военной драме «Праведник» актер воплотил одного из главных героев. Съемки фильма велись в Беларуси. По словам Сергея Урсуляка, в основу сюжета легли воспоминания участников Великой Отечественной войны, а также свидетельства их родственников. Но при этом сценарий проекта режиссер назвал «фантазийным». Авторы ленты хотели продемонстрировать зрителю не только ужасающие события войны, но и улыбку и лирику. Центральных героев ленты о спасении пленных военным Николаем Киселевым сыграли Константин Хабенский и Федор Добронравов. Премьера состоялась в феврале 2023 года.
Весенней премьерой 2023 года стала детективная лента «Операция “Неман”», в основу которой легло произведение Владимира Богомолова. К слову, роман «Момент истины» уже был экранизирован Михаилом Пташуком в драме «В августе 44-го». В интервью Маковецкий рассказал, что цели «переплюнуть» фильм 2000 года не было.
Говоря о своей роли, актер отмечал, что его персонаж в литературном источнике абсолютно не прорисован. Но режиссер Сергей Виноградов решил с нуля создать этого героя, поэтому Сергей Васильевич получил карт-бланш, лишившись груза ответственности и не боясь не соответствовать в игре задумке автора.
Вне кино
Помимо съемок в кино Маковецкий успел проявить актерский талант и в других форматах. В начале нулевых поклонники увидели актера в клипе на песню «Зимний сон» Алсу, ставшем маленькой кинодрамой. Режиссер Юрий Грымов решил представить вниманию зрителей российскую мини-версию романа Владимира Набокова «Лолита». Юной певице досталась роль набоковской нимфетки, а Маковецкому — Гумберта Гумберта, а Елена Яковлева представила на экране образ, в котором узнавались черты Шарлотты Гейз, матери главной героини. Клип сняли в загородном доме Любови Орловой и крутили по всем каналам ТВ каждый день.
В двадцатых Маковецкий попробовал себя в неожиданном для зрителей амплуа, снявшись в рекламе «Росбанка». Его партнером в этом проекте выступил Хабиб Шарипов, и это далеко не первый случай, когда руководство коммерческих компаний, преследуя цель «омолодить имидж», обращало внимание на молодых тиктокеров. Музыкальная реклама стала своеобразной кавер-версией хита Хабиба «Ягода-малинка».
Кроме того, Сергей Васильевич известен как актер озвучки. В течение нескольких лет мэтр театра регулярно работает над озвучиванием новых серий анимационного проекта, повествующего о приключениях трех сказочных русских богатырей. В каждой из серий, где мужественным персонажам приходится встречаться то с принцессой Египта, то с Морским царем, Маковецкий неизменно дарит голос князю Киевскому. В выпуске «Три богатыря. Ход конем» артист даже исполнил песню «Занесло» на музыку Михаила Чертищева и слова Александра Боярского.
Личная жизнь Сергея Маковецкого
Личная жизнь звезды соткана из удивительных событий. Актер познакомился с будущей супругой Еленой Демченко в Одессе. Сергей Маковецкий снимался в картине «Я, сын трудового народа». Лена — дочь адмирала флота и актриса по образованию. Пара встретилась случайно, когда на Одесской киностудии Елена разговорилась с коллегами, и один из них едко заметил, что разведенную женщину с ребенком замуж никто не возьмет. Актриса возразила:
«Захочу — женится первый встречный!»
Первым встречным оказался Сергей Маковецкий. На шутливое предложение незнакомки жениться он серьезно ответил:
«Женюсь!» На вопрос «Когда?» ответил: «На майские».
И слово сдержал. В мае актер повел женщину (с которой у артиста оказалась большая разница в возрасте — Елена старше на 18 лет) в загс.
Вместе супруги живут много лет. У них нет общих детей, но Сергей Маковецкий стал любящим отчимом для сына Елены — Дениса. Никто и никогда не уличил актера в неверности, хотя совместная жизнь не соткана из роз. В интервью Маковецкий признался, что в молодости любил выпить лишнего. В один из таких пьяных загулов жена не выдержала и ушла из дома. Страх потерять любимую женщину и боль, увиденная Маковецким в глазах сына, заставили поставить крест на алкоголе.
Пара регулярно появляется вместе на всех кинофестивалях и красных дорожках. Разница в возрасте у супругов не видна, они отлично смотрятся вместе на фото. Рост Сергея — 170 см, как и у его половинки (при этом вес звезды экрана не превышает 75 кг). У Сергея Маковецкого есть персональный аккаунт в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), но актер предпочитает общаться с поклонниками посредством искусства и при этом не отказывается от интервью.
Звезду любят приглашать на ток-шоу, слушать Маковецкого всегда интересно. В марте 2017 года Сергей Васильевич побывал в студии Юлии Меньшовой «Наедине со всеми», где рассказал о карьере, семье, внуках. Приемный сын Денис осчастливил родителей внуком Иваном и внучкой Глафирой, которые называют звезду «деда Сережа».
Интересно, что Маковецкие сейчас тесно дружат с семьей Юрия, родного отца Дениса. При этом жена Юрия стала для мальчика крестной мамой, а Сергей — крестным отцом. Вместе родственники проводят свободное время, воспитывают внуков.
Народный артист России родился в Украине и никогда не забывает, что родом из Киева. На одном из киевских кладбищ похоронена его мама. Сергей Маковецкий внес огромный вклад в развитие российского кинематографа, поэтому на вопрос о национальности отвечает, что у актеров ее нет. В СМИ часто пишут, что актер украинец, поскольку родился в Киеве, но достоверной информации о его корнях нет.
Летом 2023-го Маковецкий отпраздновал 65-летний юбилей. В этом же году его браку с Еленой исполнилось 40 лет.
Сергей Маковецкий сейчас
Сейчас Сергей Васильевич продолжает творческую карьеру. Артист гастролирует по России, радуя поклонников яркими постановками, успевшими полюбиться многим. Среди них «Пигмалион», «Евгений Онегин» и другие. Театралам пришелся по душе и моноспектакль «Неслучайная встреча», созданный в формате творческой встречи со зрителями, в ходе которой актер зачитывает монологи из ряда постановок, декламирует стихотворения, рассказывает о ярких случаях в биографии.
С этим спектаклем актер побывал во многих городах России. С ним оказался связан и нашумевший инцидент, произошедший в марте 2024-го. Тогда Сергей Васильевич прибыл на гастроли в Санкт-Петербург, где остановился в одном из отелей. Вскоре СМИ запестрели заголовками о том, что, вернувшись в номер после прогулки, Маковецкий не нашел 195 тыс. рублей в своем рюкзаке. Однако сам артист, узнав об этих новостях, выступил с официальным заявлением, сообщив, что все сообщения о том, что у него украли деньги, — нелепые слухи.
Не перестал актер и сниматься в кино. Поклонники артиста с радостью узнали о том, что тот занят в новом проекте — комедийно-приключенческой ленте «Кулачный». Эта лента стала далеко не первой в кинобиографии артиста, в которой ему пришлось облачаться в костюмы прошедшей эпохи. Действие картины развернулось в Российской империи рубежа XIX и XX веков, а в центре сюжета оказалось захватывающее повествование о юном дворянине и сироте Ване Огареве, вынужденном бежать из Москвы, спасаясь от нанятых убийц.
В конце года Маковецкий был удостоен ордена «За заслуги в культуре и искусстве» за вклад в развитие отечественной культуры и искусства.
Фильмография
- 1990 — «Сукины дети»
- 1992 — «Патриотическая комедия»
- 1998 — «Ретро втроем»
- 1998 — «Про уродов и людей»
- 2000 — «Брат-2»
- 2005 — «Гибель империи»
- 2005 — «Жмурки»
- 2007 — «Ликвидация»
- 2007 — «12»
- 2008 — «Живи и помни»
- 2009 — «Поп»
- 2012 — «Девушка и смерть»
- 2015 — «Тихий Дон»
- 2017 — «Трасса смерти»
- 2018 — «День до...»
- 2018 — «Ненастье»
- 2019 — «Подкидыш»
- 2020 — «Зулейха открывает глаза»
- 2020 — «Грозный»
- 2021 — «Тайна Лилит»
- 2022 — «Пласт»
- 2023 — «Праведник»
- 2023 — «Операция "Неман"»
- 2023 — «Телохранители»
Интересные факты
- В течение 15 лет Маковецкий с родными жил в столичном общежитии, в том числе после получения звания заслуженного артиста РФ. Условия проживания не позволяли семье даже приобрести письменный стол для сына.
- У супругов Маковецких есть обычай, который помогает сохранить нежные отношения, — дарить друг другу поцелуй каждый раз, входя в дом. Если забыли поцеловаться на улице, обязательно делают это перед входной дверью в квартиру.
- В свое время Сергей Маковецкий отказался от роли Андрея Чикатило. Он не захотел заглядывать в такие глубины подсознания, которые впоследствии могли спровоцировать изменения психики.
- Кинокритики и зрители вписали артиста в знаменитый квартет под кодовым названием ММММ: Евгений Миронов — Владимир Машков — Олег Меньшиков — Сергей Маковецкий.